Таким образом, путь этот на протяжении 225 вёрст будет иметь два искусственных канала протяжением на шесть вёрст. Смета расходов по реализации проекта осуществляется трояким образом.
Если канал предназначается для судов каботажного плавания, расход исчислен в восемь миллионов рублей, для океанских судов – в семьдесят миллионов рублей и сто миллионов рублей, если решено будет приспособить для плавания последних реку Неву и Ладожское озеро.
В оживлённых прениях, вызванных докладом, указывалось на важное значение и желательность осуществления проекта. Начальник Петербургского округа путей сообщения известный гидротехник профессор В. Е. Тимонов высказал своё мнение, что для осуществления последнего проекта с приспособлением Невы и Ладожского озера для океанских судов надо рассчитать землечерпательные работы на выемку 42000 кубических сажень* грунта. По его мнению, при настоящих условиях землечерпания это можно сделать в течение одного навигационного периода.
* * *
Новые волжские землесосы. В апреле в Бельгии на реке Шельд в присутствии особой комиссии от Министерства путей сообщения были произведены предварительные испытания двух землесосов, заказанных для усиления землечерпательного каравана реки Волги.
В только что вышедшей шестой книге Министерства путей сообщения помещена статья профессора Тимонова об этих землесосах, являющихся по своим качествам первыми в мире.
Землесос представляет собой дноуглубительный снаряд, извлекающий грунт в смеси с водой посредством сильных насосов. Извлекаемый грунт, смешиваемый с водой, легко подвижен и перемещается помпами по трубам на берег или в шаланды (особые суда, специально для этого устроенные).
Новые грандиозные землесосы построены по типу миссисипских. По своей необычной производительности они обращают внимание техников всех стран. Общий вид землесоса сходен с видом больших волжских трёхпалубных пароходов. Это плоскодонное судно, стальное, длиной почти 215 футов**, шириной 30,9 и с осадкой, при которой он может передвигаться по Волге и во время мелководья.
В носовой части землесоса поставлены четыре всасывающие трубы. Вокруг устья трубы имеется разрыхлитель. Это барабан диаметром в шесть футов, снабжённый по всей своей поверхности черпачными лопастями, которые отрезают при вращении ломти грунта и увлекают его внутрь. Здесь грунт смешивается с водой, всасывается помпой и передаётся по отводной трубе на берег.
Землесос снабжён тремя паровыми машинами. Одна из них в 280 сил служит для вращения разрыхлителей (барабанов), другая в 1425 сил приводит в действие центробежный насос диаметром в 7 футов и третья в 800 сил приводит в движение динамо-машину.
Каждый землесос имеет четыре гребных винта, приводимых в движение электромоторами и дающих ему скорость хода до 8 вёрст в час. На землесосах нет обыкновенных якорей. Они заменяются тремя сваями, которые проходят сквозь особые колодцы в судне и пришпиливают его таким образом ко дну реки. Благодаря этому изобретению землесос может точно встать на желательное место, не стесняя судового хода расстановкой обыкновенных якорей.
При испытаниях землесосы дали прекрасные результаты, значительно превышающие контрактные требования. Так, оказалось, что при слое грунта в два фута один землесос может вынимать в час до 290 кубических саженей и другой – 225.
При такой производительности землесос представляется, как справедливо замечает автор статьи, в высшей степени могущественным снарядом, который в течение часа – двух может сделать через значительный перекат прорез, достаточный для пропуска задержанных судов, и быстро поддержать на фарватере желательную глубину.
Однако в начале века невозможно было даже предположить, каких жертв в итоге потребует строительство Беломорско-Балтийского канала и углубление фарватера Волги.
_________________
Меры объема:
*Куб. сажень – 9,7 куб.м.
**Фут – 0,3 м.