суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 20 марта 2010

О чём писал «Северный край» 110 лет назад

Рыбинск. На днях в Рыбинске была комиссия для исследования условий перевозки нефти и её продуктов. Комиссия эта имеет своей задачей сделать объезд всех пристаней реки Волги, портов Каспийского и Чёрного морей, а также городов Варшавы, Москвы и Петербурга.

автор Рубрику ведёт кандидат исторических наук Руслан СМИРНОВ. Номера «Северного края» предоставлены ГАЯО.

 

В Рыбинске производят операции все главные фирмы по торговле нефтью и керосином: товарищество «Братьев Нобель», общество «Мазут», «Поляк», «В. И. Рагозин и К», господа Шибаев и К, Понизовкин и другие.
В течение года здесь от всех фирм скопляется более десяти миллионов пудов неф­ти, керосина и других нефтяных продуктов, из числа коих только небольшая часть, от 500 до 700 тысяч пудов, поступает в продажу для пароходов, остальное же количество отправляется по железной дороге и очень мало – водой.
Для выгрузки из баржей неф­ти посредством паровых насосов отведена особая пристань ниже станции Копаево. Тут же выгружаются и другие легковоспламеняющиеся материалы на отдельную платформу. Для хранения устроены громадные баки и ямы вместимостью 7,5 млн. пудов нефти и на 600 тысяч пудов керосина, для склада и выгрузки которого отведён ещё участок на берегу реки Волги против местности «весёлые острова».
В Копаеве устроены особые помещения для рабочих, занимающихся перекачкой и погрузкой нефти, на 100 человек, и открыт летом фельдшерский пункт на случай подания первой медицинской помощи.
Вообще нефтяное дело в Рыбинске существует уже более десяти лет и в таких размерах, каких означенная комиссия вовсе не ожидала. После осмотра пристаней, она заявила представителям нефтяных фирм, что она постарается употребить все меры к удешевлению нефтяных тарифов для распространения нефтяного отопления, выгодного в сравнении с дровяным, так как дрова каждый год значительно дорожают.
*  *  *
Нефтепровод от Рыбинска до Санкт-Петербурга и от Ярославля до Москвы. В особом совещании при Министерстве финансов в настоящее время рассматривается следующее весьма интересное ходатайство.
Уполномоченный торгового дома «Братьев Зелигман» в Нью-Йорке, Лондоне, Париже
г. Каттю просит разрешить проложить две нефтепроводные линии, а именно: 1) от Ярославля до Москвы на протяжении 252 вёрст и 2) от Рыбинска до Петербурга на протяжении 450 вёрст.
Устройство канализации между Ярославлем и Москвой испрашивается по направлению линии железной дороги, а между Рыбинском и Петербургом – кратчайшим прямым путём. Диаметр труб – 8 дюймов. Тариф по линии Ярославль – Москва предполагается в 2 копейки с пуда за каждые 100 вёрст, что составит 5 копеек с пуда нефти за всё расстояние. И будет на 0,93 копейки с пуда дешевле в сравнении с ныне существующим (5,93 копейки) тарифом железных дорог за то же расстояние.
Потеря в весе определяется в 1 процент со всего отправленного количества нефти независимо от расстояния, и эта потеря падает на отправителя. Резервуары будут установлены в пунктах, назначенных правительством, но ввиду необходимости правильного устройства стока нефти предполагается нужным иметь станцию на каждые 50 вёрст, смотря по свойст­ву почвы.
Стоимость сооружения неф­тепроводов обходится в 22000 рублей с километра или 23400 рублей с версты. Для эксплуатации названного выше дела во главе с торговым домом «Братьев Зелигман и К» образуется общество из капиталистов и сведущих людей.
В возмещение и обеспечение затрат капиталов, необходимых для вышеизложенного предприятия, г. Каттю ходатайствует о предоставлении обществу права в течение пятнадцати лет быть единственным эксплуататором нефте­проводных путей Ярославль – Москва и Рыбинск – Петербург. По истечении же пятнадцатилетнего срока правительство будет иметь право выкупа предприятия.
Польза сооружения нефтепроводов мотивируется следующими соображениями.
1) Значительное понижение цен доставки, а именно: доставка нефти из Баку в Москву через Ярославль обходится теперь в 14,43 копейки с пуда. Между тем при системе канализации доставка нефти обойдётся всего в 13,5 копеек с пуда. Через Рыбинск в Петербург доставка обходится в 19 копеек с пуда, при системе канализации обойдётся в 18 копеек с пуда.
Причём первоначальные цены могут понизиться до 11,62 копеек с пуда в Москву и до 15,75 копеек с пуда в Петербург, если количество провезённой нефти превысит определённый минимум. Минимум этот определяется для линии Ярославль – Москва в 15 млн. пудов, а для линии Рыбинск – Петербург в 10 млн. пудов.
2) Лёгкий и доступный способ перевозки нефти даст возможность мелким нефтевладельцам найти сбыт нефти в главных центрах потребления наравне с крупными фирмами и тем устранит для последних возможность назначения произвольных цен.
3) Нефть, доставляемая легко, скоро и дёшево в большие центры потребления, создаст целую серию промышленных предприятий: фабрики парафина, смазочных масел и т. д.
4) С точки зрения экспорта, когда Петербург будет получать дёшево нефть в достаточном количестве, большая партия очищенного здесь керосина найдёт спрос на рынках Германии, Дании, Швеции и даже Голландии.
5) Дешёвый провоз нефти вытеснит употребление английского каменного угля, которого ввозится в настоящее время в Петербург до 90 млн. пудов, и этот уголь с успехом заменится более дешёвым отоплением – нефтяными остатками.
В заключение своего ходатайства г. Каттю отмечает, что Америка с гораздо меньшей природной производительностью нефти, чем Россия, заняла все главные рынки только благодаря организации доставки нефти, быстроте и дешевизне. Сеть американских нефтепроводов в настоящее время имеет протяжённость в 96 тысяч километров.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают