За торговыми делами едят и пьют с изобилием. Иной благообразный купец с утра покушает в гостинице чего-нибудь грибного, памятуя о посте. Днём, когда в голове от частых вспрысок и литок зашумят мухи, он уже требует соляночку из осетрины.
А позднее, часиков в десять вечера, с удовольствием уписывает мясо, посматривая кругом посоловелыми глазами и ежеминутно подзывая трактирного слугу, с которым перешёптывается и ухмыляется. Нередко такой купец, окончательно охмелевший, от шёпота переходит к громкому разговору.
– И хорошенькие есть?
– Есть, как же-с.
– Ну, значит, махнём!
«Махнём» обходится другой раз слишком дорого. Бывали прежде случаи, что загулявший человек, «махнув» с туго набитым бумажником, утром оказывался и без денег, и даже без платья.
Первые дни ярмарки особенно многолюдны. Торговля идёт бойко, в особенности оптовая. Пятница и суббота первой недели отличаются конной ярмаркой. В эти два дня конная кишит. Стон и гам стоят с утра до вечера. Тут и помещик, и купец, и завзятый барышник. И цыган, и крестьянин, приехавший купить рабочую лошадь. Бывают случаи, что одна лошадь в эти два дня пройдёт через десяток рук, переменит десяток владельцев.
На конной держи кошелёк подальше – карманники работают. Карманников на ярмарку является тоже немало. По всему вероятно, они работают хорошо организованной шайкой, потому что накрыть карманника на месте преступления очень трудно. Очевидно, украденная вещь моментально передаётся другому члену шайки. И тот уходит от места происшествия вне всякого подозрения.
Впрочем, карманники орудуют не только на конной. Они не стесняются оперировать даже в храмах, особенно в Успенском соборе, где бывает во время поста для поклонения мощам много богомольцев из крестьян, приехавших на ярмарку.
Иной бедняк копил деньжонки, чтобы на ярмарке купить для рабочей весенней поры лошадёнку, и эта заветная мечта привела его на ярмарку. Карманники выследят подобную жертву и оберут её безжалостным образом.
Шум и гам по всей ярмарке невообразимый. Движение ярмарочное начинается обычно часов с 8 утра и к полудню доходит до апогея. А к 7 часам и совсем замолкает.
Но с этого времени ярмарка переносится в гостиницы и трактиры. Там деловые торговые беседы сопровождаются, как выше сказано, возлияниями Бахусу и нередко доходят до той стадии, при которой в отуманенной от вина голове создаётся мысль – «махнём».
По увеселительной части строится несколько балаганов и каруселей, но они откроют свои гостеприимные двери только с воскресенья. Искусство балаганщиков давно всем известно. Но приезжая публика невзыскательная. Она и балаганщиной бывает довольна. Это понятно, но большинство и ростовцев по несколько раз побывают на представлениях, благо других развлечений нет.