В Ростове чрезвычайно много нищих, которые не ограничиваются церковными папертями, где они в силу старинного обычая имеют свои ревниво оберегаемые ими места, где они осаждают богомольцев при входе и выходе из храма, пристают к прохожим на всех людных улицах города. Одной из причин развития профессионального нищенства, бесспорно, является то, что в нашем городе много богатых людей (преимущественно купцов), которые своими мелкими подачками поощряют тунеядцев, не любящих работать.
Есть города, где городское управление само приходит на помощь неумелым благотворителям и берёт всё дело помощи в свои руки: устраивает ночлежные дома, дешёвые или бесплатные столовые или чайные, работные дома и т. д. Ничего подобного у нас нет, а между тем Ростову есть у кого поучиться в этом отношении, и ходить за примером было бы недалеко.
В сравнительно маленьком и захолустном городке нашей губернии, именно – Мологе, дело помощи неимущим поставлено очень удовлетворительно и хотя, быть может, далеко от совершенства, но далеко и от той жалкой первобытности, которой отличается наш Ростов.
Есть в Мологе немало людей, любящих раздавать на «помин души сродников» гривенники и пятачки, обречённые на немедленное пропитие в первом попавшемся кабаке. Но в противовес этому злу городское управление Мологи придумало следующее средство. В многочисленных и очень убедительно редактированных объявлениях оно просило всех лиц, желающих помогать нищим, не давать им денег на руки, а покупать в городской управе особые марки стоимостью в 1/2, 1 и 3 копейки, которые и подавать нищим.
Марки эти продаются кроме управы ещё в некоторых магазинах, принимаются исключительно в городской народной столовой, где каждый бедняк за 3 копейки (деньгами или марками) получает обед из двух блюд с достаточным количеством хлеба. Городская столовая содержится: во-первых, на ежегодные ассигнования городской Думы, во-вторых, на частные пожертвования и в-третьих, на суммы, выручаемые от продажи марок.
Кроме того, в Мологе среди состоятельных людей привился симпатичный обычай: в дни свадеб, именин, в особенности же похорон и поминок устраивать бесплатные обеды для бедных в городской столовой.
Такие обеды заказываются иногда на определённое число лиц (обыкновенно на 50 или 100), иногда на неограниченное, сколько бы ни явилось. Соответственно этому делается и взнос в столовую, считая приблизительно по 10 – 15 копеек за человека, что составляет действительную стоимость обеда в зависимости от времени года, цен на мясо, овощи и пр.
В Мологе ещё практикуется следующая форма помощи недостаточному городскому населению. Каждый желающий может бесплатно пользоваться для топлива валежником и сухостоем из городского леса, сколько он в состоянии вывезти на ручных санках (на лошадях вывозить, понятно, не дозволяется). Для многих, особенно в суровые зимы – это очень существенная помощь. Городской лес примыкает к самому городу, и бедные люди могут избавить себя от всяких расходов на отопление.
* * *
Несколько слов о чтениях в Ярославском ночлежном доме. Ночлежный дом в Ярославле на Даниловской улице (сейчас – улица Богдановича) выстроен был в 1884 году в память священного коронования в бозе почившего императора Александра III на 210 мужчин и 15 женщин.
Состоит он из пяти комнат: две из них занимает надзиратель дома, две комнаты для мужчин-ночлежников и одна – для женщин-ночлежниц.
Начавшиеся 2 сентября после молебна чтения проходят по воскресеньям, вторникам и четвергам еженедельно с 8 часов вечера. На них читаются Троицкие листки, священные истории Ветхого и Нового Заветов, история церкви и даются объяснения символам веры, молитв, заповедей, богослужения, таинств и церковных обрядов. Некоторые чтения сопровождаются показыванием туманных картин. В воскресные дни прочитываются воскресные недельные литургийные евангелия с объяснениями. Число слушателей на чтениях бывает: мужчин от 120 до 150 человек, женщин от 9 до 12 человек.
Дни празднования 600-летия со дня блаженной кончины святого благоверного князя Фёдора Ростиславовича Ярославского чудотворца не прошли для ночлежников бесследно. В праздничные дни прочитано было: «Святой благоверный князь Фёдор, Ярославский чудотворец», «Хвалебная песнь святому благоверному князю Фёдору» и «Краткое житие святого князя» с назиданием к слушателям. По окончании чтения ночлежники получили даровой обед от имени архиепископа Иоанна.