В первый день выбирались новобранцы во флот, в гвардию, в гренадёрские полки, артиллерию и кавалерию. Многих взяли во флот, причём обращалось внимание на сильное телосложение и глаза. Сравнительно мало набрано в гвардию, где, как известно, требуется рост.
Довольно много поступило в кавалерию, хотя и менее чем в гренадёры, так как в кавалерию требуются новобранцы более легковесные (не свыше 4 пудов 10 фунтов), стройные и с подходящими к верховой езде ногами. Впрочем, окончательные результаты ещё не известны, так как разборка ещё не окончена. По окончании разборки, часа в три, новобранцы были уволены до девяти часов следующего утра.
10 ноября отправлена из Костромы партия новобранцев, пришедшая из Галича, как передают в Москву. Странным кажется, что новобранцы тащили сундуки и вещи на себе от казарм до вокзала, а подвод почему-то не было.
При этом произошёл печальный случай с одним из новобранцев, которому какой-то, также новобранец, предложил свою помощь – донести до пристани сундук, на что тот, имея при себе ещё узел, и согласился. Но предложивший свои услуги скрылся с сундуком, оставив несчастного собственника в самом скверном положении.
* * *
Молога. Всё развивающееся год от года в нашем уезде маслоделие ставит наш уезд в своего рода заколдованный круг. Принося хорошие барыши само по себе, маслоделие оказывает на население нашего уезда чрезвычайно нежелательное действие.
Так, уже несколько лет подряд на рекрутских наборах у нас замечается следующее явление. Если ставится рекрут здоровый, физически развитый, то так уже все и знают, что он из волости Ямской или Покрово-Ситской, где совершенно нет маслоделия. Все же рекруты из волостей Марьинской и Городецкой, в которых получило широкое развитие маслоделие, отличаются малорослостью, вялостью и болезненностью.
Вообще на маслоделие следовало бы и земству и Министерству государственных имуществ обратить особое внимание. Первому – по части урегулирования отношений населения к кулакам-маслоделам, которые расплачиваются с маслоделами не деньгами, а товарами с огромнейшей надбавкой в цене, а второму – относительно пропагандирования образования артельных маслобоен с оказанием для этого местному населению субсидий и соответствующей поддержки.
Но как бы то ни было, а лишать детей их единственной пищи – молока – и грешно, и непрактично! С результатами этого лишения мы уже сталкиваемся теперь на рекрутских наборах, а чем это угрожает, дальше никто не знает, да и знать, по-видимому, не желает.
* * *
В военном ведомстве возбуждён вопрос о производстве опытов прибавки сахара к солдатскому порциону. Вопрос о введении сахара в пищевое довольствие войск во время манёвров и при усиленных занятиях войск обсуждается теперь в Германии благодаря тому, что произведённые в этом направлении опыты в Баварии дали хорошие результаты.
Во время больших манёвров баварским солдатам, добровольно выразившим согласие подвергнуться испытанию, давали кусочки пиленого сахара от 8 до 12 раз в день через определённые промежутки времени.
При этом оказывается, что нижние чины, получившие сахар, обнаружили увеличение в весе и лучшее питание и переносили неблагоприятную погоду, голод, жажду и утомление гораздо легче, нежели лица, не получившие сахару.