– Скажите, пожалуйста, сколько в Ярославле трактиров?
– Сейчас справлюсь!
Оказывается, шестьдесят один трактир.
– А пивных сколько? – любопытствую я.
– Сорок одна.
Винных лавок оказалось пятнадцать, ренсковых погребов – тридцать три. Я этой статистикой не ограничился.
– Не знаете ли, сколько здесь библиотек?
– Об этом и справляться нечего, сейчас по пальцам пересчитаю, – возразил мне собеседник, – одна – под гостиницей Кокуева, одна – у Американского моста… Да всего четыре или пять. Читальня одна.
Неправда ли, это довольно характерная статистика. В Ярославле, как оказывается, предпочитают пить, нежели читать, предпочитают «бутылку и полбутылки» журналу и газете.
Однако я не поддался красноречию цифр, предположив, что, вероятно, общественные учреждения недостаточно удовлетворяют потребности населения в соответствующем количестве библиотек. Я пожелал убедиться в этом. Вхожу в одну библиотеку – пусто, в другую – ни живой души. Ну, думаю, теперь полдень, рабочая пора, кому же в эту пору до чтения. Захожу в трактир «Европа» – народу масса, вхожу в «Росписную» – полно, заглянул в трактир «Столбы» – яблоку негде упасть…
* * *
На днях в помещении бесплатной столовой Предтеченского общества трезвости состоялось годичное собрание членов общества. Перед открытием собрания председатель общества отец Ф. Успенский обратился с речью к собравшимся, в которой указал на факт постоянного развития деятельности общества, и затем приступил к чтению отчёта за 1898 год.
Сообщаем наиболее интересные данные из отчёта. Предтеченское общество трезвости, возникшее в 1892 году, первоначально имело лишь двадцать членов. А затем постоянно увеличивалось и имеет уже 1406 членов, считая в том числе мужчин 1298, а женщин 108 человек.
В число членов имеют право поступать как мужчины, так и женщины с восемнадцатилетнего возраста. При столовой общества находится библиотека, с каждым годом расширяющаяся.
Деятельность общества выразилась в устройстве чтений с туманными картинками, в собеседованиях, в проповедях, читаемых народу после вечерни, и, наконец, в отвлечение от пьянства, достигаемого благодаря чайной, в которой можно получить чай за дешёвую плату (4 копейки за порцию).
Далее общество устроило квартиру для холостых. В ней находится в настоящее время 15 человек. Из членов общества составляются кружки, в которых находится т. н. «старший» товарищ, посещающий остальных и следящий за их жизнью.
Что же касается до денежных сумм, то вот цифровые данные за 1898 год. К остатку за 1897 год в 869 рублей 77 копеек поступило доходу 1215 рублей 97 копеек, а всего на приходе – 2085 рублей 74 копейки, а израсходовано – 1248 рублей 21 копейка. Из остатка 837 рублей 53 копейки собрание решило отправить 200 рублей в пользу пострадавших от неурожая.
* * *
5 августа ярославское губернское акцизное управление заключило со статским советником В. Н. Горяиновым договор на сдачу ему ректификации спирта для надобностей казённой винной монополии в Ярославской губернии. Считаем небезынтересным привести вкратце содержание этого договора.
Казённое управление, начиная с 1 апреля 1901 года (казённая продажа питей начнётся именно в этом году) по 1 января 1908 года, обязывается ежегодно сдавать господину Горяинову для ректификации необходимое количество сырого спирта для получения не менее 400 тысяч и не более 500 тысяч вёдер ректификованного. При этом ведро считается в сорок градусов с платой 13,5 копейки за каждое ведро сданного казне ректификата.
Ректификационный завод господина Горяинова будет прилегать к казённому очистному винному складу в городе Ярославле. Производительная сила завода рассчитывается на максимальное количество вёдер, т. е. на 500 тысяч вёдер в сорок градусов. С завода в казённый склад будет устроен особый трубопровод, по которому будет возвращаться с завода ректификованный спирт.