Делая означенное пособие, жертвователь поставил непременным условием, чтобы учреждаемое им училище состояло в ведении министерства финансов с присвоением училищу наименования «техническое училище Н. П. Пастухова» и чтобы содержание педагогического и служебного персонала училища было принято на счёт казны.
Вследствие возникшей по настоящему делу переписки, министерство финансов признало более правильным передать пожертвование господина Пастухова в распоряжение министерства народного просвещения. На таковую передачу будет испрошено желание жертвователя.
* * *
С осени текущего года во всех четырёхклассных городских училищах (бывших уездных) решено в окончательной форме плату за учение повысить с 15 до 20 рублей в год.
Это увеличение платы вызвано тем обстоятельством, что имеющихся в распоряжении каждого училища «хозяйственных» сумм оказывается в данное время слишком недостаточно для полного удовлетворения всех нужд этих учебных заведений, существующих по значительно устаревшему уже Положению 1872 года.
* * *
На днях мне пришлось говорить с двумя учительницами сельских школ. Одна из них заведует земской школой, другая - церковно-приходской. Коснулись необеспеченности положения тружениц и тружеников педагогического поприща. Учительница земской школы получает жалованья 300 рублей, церковно-приходской - 132 рубля в год.
- Скажите, пожалуйста, как же вы существуете на эти 11 рублей в месяц? - спросил я последнюю.
- Вас это удивляет? Не удивляйтесь. Я первый год службы получала только 5 рублей в месяц и на них питалась и одевалась, да не одна, а с матерью.
- Но ведь это же невозможно! Как прожить на пять рублей вдвоём? Надо есть один чёрный хлеб да пить однажды в день чай... и только!
- Допустим, я ухитрялась пить чай два раза, а ела два дня один хлеб, на третий - несколько ложек каши и молока. Другой роскоши в пище позволить себе не могла.
- Давно это было?
- В 1891 году. Затем я получала 90 рублей в год, потом 120 рублей и, наконец, 132 рубля. Теперь всё-таки хоть не голодаю. И не страшусь опять заболеть голодным тифом.
- Позвольте, разве вы тифом болели, да ещё голодным?
- Тифом болела, но, сказать утвердительно - голодным, на это не решаюсь. Одно скажу, что организм от усиленных занятий и недоедания был подготовлен к тифу. Случайно весной меня продуло ветром. Поехала с ребятишками за двадцать вёрст на экзамены и обратно вернулась совершенно больная. Затем шесть недель больницы, где около месяца находилась между жизнью и смертью. Да, с тифом я знакома.
Земские учительницы не голодают. Это их преимущество. У них помощница получает не менее двухсот рублей в год, а занятий имеет гораздо меньше, чем мы.
В наших школах сплошь и рядом насчитаете до 70 человек учеников и учениц, и занимается с ними одна учительница или учитель. Священник преподаёт один закон божий и бывает в школе два раза в неделю на один час. Все остальные труды и заботы лежат на учительнице...
Недоедающим и живущим впроголодь учителям и учительницам каждый рубль дорог. Приведённый выше разговор с учительницей церковно-приходской школы наводит на грустные и щемящие сердце размышления.
Молодая девушка надрывает свои силы, обучая детишек грамоте, насаждая в молоденьких деревенских сердишках понятия света и добра, проводит лучшую пору жизни в труде и заботе, недоедает, потому что на одиннадцать рублей в месяц (в лучшем случае) не раскутишься.
Теряет в постоянном труде своё здоровье и более всех подвержена опасности заразиться прилипчивыми болезнями. И всё это оплачивается одним только куском насущного хлеба в буквальном смысле этого слова.
Деревенская неграмотная девица, поступая на место горничной, имеет готовый стол и жалованье от 5 до 12 рублей в месяц. Следовательно, её труд лучше оплачивается, чем труд учительницы церковно-приходской школы. Где же справедливая оценка труда?
Горничная не имеет свидетельства об окончании курса гимназии или прогимназии, и у неё такого никто не спросит. Между тем, учительница должна проучиться не менее семи лет, выдержать испытание на должность учительницы и тогда только ждать, что ей дадут место в церковную школу на 100 рублей в год на своём содержании.
И приходишь к заключению, что у нас не ценят тех, кто много для нас же работает.