Именно Савва Васильевич в 60-х годах прошлого века буквально вырвал из небытия десятки, сотни дышащих на ладан произведений известных провинциальных художников: Григория Островского, Ефима Честнякова, Николая Мыльникова, Ивана Тарханова… Тогда же, 35 лет назад, знаменитый музей в Лаврушин-ском переулке впервые представил коллекцию отреставрированных памятников провинциальной культуры XVIII – XX веков.
Конкретно этот проект – «Искусство Ярославской и Костромской земель» – в 2003 году уже был представлен в Ярославле, Костроме и Санкт-Петербурге. Успех был огромный! Тогда же ожидалась и московская премьера, но, несмотря на резолюцию мэра Москвы Юрия Лужкова «Открыть немедленно», обещанного пришлось ждать четыре года.
В экспозицию вошли 150 уникальных произведений из собраний музеев Ярославля, Костромы, Солигалича, Рыбинска, Переславля-Залесского, Углича, все они являются гордостью коллекций и визитной карточкой этих городов.
– В сентябре 2007-го в Третьяковской галерее в рамках проекта «Золотая карта России» экспонировалась выставка «101 икона из Ярославля», на которой были представлены иконы императорской России, датированные XVIII – XIX веками, – отметила заведующая выставочным отделом Третьяковской галереи Нина Дивова. – Сейчас мы с неменьшей радостью и гордостью представляем «Искусство Ярославской и Костромской земель», и уже день вернисажа ярко показал, что выставка вызовет немалый общественный резонанс. Нам приятно работать с Ярославским художественным музеем, и мы готовы к сотрудничеству и впредь.
Савва Ямщиков, открывая выставку, подчеркнул, что в первую очередь он посвящает этот проект «реставраторам, проделавшим колоссальную работу». К примеру, реставрация шестнадцати портретов кисти Григория Островского, находящихся в плачевном состоянии (одним холстом даже мусорное ведро вместо крышки накрывали!), заняла у реставраторов и заинтересованных музейщиков всего три месяца.
– Именно их можно назвать первооткрывателями подлинных шедевров, – сказал Савва Васильевич и посетовал, что сейчас отечественная реставрационная школа, некогда бывшая визитной карточкой России, как русский балет, пребывает на положении Золушки.
В день вернисажа на выставке побывал министр культуры России Александр Авдеев. И хоть он нечастый гость на художественных премьерах, тут устоять не смог.
– Каждый год в нашей стране погибает около 250 памятников культуры. Эти утраты очень удобно списать на ухудшающуюся экологию и природные катастрофы, но на самом деле за всем этим стоит наша гражданская пассивность, – посетовал Александр Алексеевич. – Если бы не было таких патриотов-государственников, как Савва Ямщиков, мы бы не смогли достойно сохранить наше прошлое.
Наибольший интерес столичной публики вызвал тот раздел экспозиции, на котором представлены картины Ефима Честнякова из фондов Костромского музея-заповедника. Это имя впервые прозвучало в конце 1970-х годов, когда выставки этого провинциального художника, которому сам Репин прочил блестящее будущее, прошли в Москве, Турине, Флоренции, Париже. Несколько лет потребовалось специалистам, чтобы собрать и отреставрировать наследие мастера, хранившееся в деревенских избах и сильно пострадавшее от времени. Благодаря усилиям музейщиков Костромы и московским реставраторам свыше ста живописных полотен и несколько сот графических листов Ефима Честнякова были возвращены к жизни.
Выставка продолжит свою работу до середины февраля будущего года.