Даже курьёзы, которые печатались в первом, новогоднем выпуске газеты, оказались на злобу дня. Например, заметка «За директора пострадала его жена», в которой говорилось, как жену директора одного крупного рыбинского завода толпа покупателей вытолкала из магазина. Вина женщины заключалась в том, что она, одетая в дорогую шубу, на глазах у полунищих рабочих предприятия, где главенствовал её муж, купила гору дефицитных продуктов и гордо направилась к выходу. Однако удалиться с высоко поднятой головой ей не дала обозлённая толпа, месяцами не получавшая зарплату и экономившая каждый рубль.
И всё-таки газета, несмотря на напряжённую обстановку в области, старалась добавить читателям оптимизма. Первая полоса, естественно, не могла обойтись без проблемных заметок, а вот на второй и третьей печаталось много очерковых материалов. Люди творческие тоже быстро сориентировались и стали выдавать творения, ничуть не уступающие по остроте журналистским материалам. Вот, к примеру, выдержка из одного стихотворения, опубликованного в рубрике «Слово»:
Если денег вам не платят,
Может, месяц, может,
восемь,
То работайте бесплатно –
Это подвиг трудовой!
И дальше в том же духе.
Довольно часто стали критиковаться действия правоохранительных органов и судебной системы. Например, в февральском номере «Северного края» был опубликован показательный, на наш взгляд, очерк под заголовком «Попробуй посади». Оказалось, что отправить человека за решётку, даже если он сам признался в совершении преступления, не так-то просто. Автор поднял проблему неквалифицированности сотрудников следствия, которые выполняли свою работу на авось, надеясь, что справедливость восторжествует как бы сама по себе, без их вмешательства. «Кадры следствия, – пишет автор, – бич сегодняшнего правосудия. И бесценная находка для адвокатов».
И всё-таки силовиков, с одной стороны, можно было понять и даже оправдать. Так же, как и работники предприятий, они по нескольку месяцев не получали зарплат. Да ладно зарплат! Деньги, выделяемые из федерального и областного бюджетов для милиции, шли на содержание отрядов, отправленных в Чечню. Дошло до того, что гаишники были вынуждены заправлять служебные машины бензином, взятым взаймы у водителей.
ВЛАСТЬ В КОНФЛИКТЕ С НАРОДОМ
– В 90-е годы страна находилась на перепутье, – вспоминает те времена фотокорреспондент «СК» Юрий Барышев. – В 1996 году ходило множество слухов в связи с предстоящими выборами президента. Была велика вероятность того, что к власти придёт Зюганов. Он в то время обладал большой силой.
Естественно, что предвыборная гонка не могла не коснуться ярославцев, причём некоторых довольно ощутимо. Перед серьёзным выбором оказались сотрудники Ярославского отделения СЖД: либо поставить свою подпись в подписных листах за выдвижение кандидатом в президенты Ельцина, либо лишиться работы. О таком произволе руководства железнодорожники сообщили в редакцию газеты. Тогдашний начальник ЯО СЖД Кудрат Садыков подтвердил, что подписная инициатива имеет место, но отдавать свой голос за выдвижение Ельцина или нет – дело сугубо добровольное. Однако после того, как заметка о конфликте на железной дороге вышла в свет, звонки рабочих в редакцию не прекратились. В противовес своим словам о «несиловом» характере акции руководство продолжило принудительный сбор подписей.
Многое о второй половине 90-х годов говорят и результаты опроса среди граждан России, опубликованные в «Северном крае». 70 процентов респондентов признали политику в стране антинародной, 11 процентов опрошенных связали свои беды с местными органами власти. И что самое интересное, 54 процента населения в то время не доверяло никому и ничему.
Долги по зарплатам продолжали расти, а тут по ярославцам ударила новая беда – налог с продаж. Практически в каждом номере «СК» за 1997 год встречалась заметка на эту тему: протестовали покупатели, считавшие, что у них фактически отбирают деньги, возмущались кассиры, которым не считали нужным доплачивать за лишнюю работу и конфликты с посетителями, оправдывались власть имущие. В «Северном крае» высказались сторонники всех мыслимых точек зрения. Одни только заголовки того периода чего стоят: «Есть время депутатам одуматься. Если они думцы, а не думаки», «А крайние – всё те же обездоленные», «Отменить нельзя оставить» и прочее, прочее, прочее. На защиту ярославцев встала прокуратура, дело дошло до суда. Итог всем известен – налог с продаж после «кровопролитных» войн был признан недействительным.
ВСЁ «ЗАТМИЛ» АВГУСТ 98ГО
«Северный край» всегда славился сериями публикаций. Не раз и не два корреспонденты касались экологической проблемы в области – вот уже где было, есть и, вероятно, будет развернуться журналистскому перу, вот уже где пиши – не хочу. Загрязнение Волги, Которосли и Рыбинского водохранилища, выбросы с предприятий, мусорная катастрофа. Не единожды поднимался вопрос о постепенном умирании Бутусовского парка, который и в тот период переживал свои не самые лучшие времена. Больно, что не изменилась ситуация и сейчас… Тем не менее тогда публикации на природоохранную тематику не остались без внимания. Два журналиста издания Андрей Солеников и Юлиан Надеждин были приглашены в Москву на экологический фестиваль «Белый медведь», где им были вручены премии за ряд публикаций о проблемах окружающей среды. Премии, конечно, хорошо, но в плане предотвращения экологической катастрофы в масштабах области воз и ныне там…
1998 год для газеты был юбилейным. Готовиться к 100-летию со дня выхода первого номера «Северный край» начал задолго до самого праздника. Материалам о бедах, конфликтах, невыплатах пришлось слегка потесниться в связи с появлением новой рубрики. Библиограф газеты Виктор Храпченков практически еженедельно рассказывал читателям об истории «СК», людях, каким-либо образом повлиявших на развитие издания или затормозивших его. К юбилею был приурочен и 500-километровый забег по области хорошо известного всему легкоатлетическому миру бегуна на сверхмарафонские дистанции Валерия Губаря. В течение недели наш корреспондент Валерий Прохоров освещал это значимое событие, получая информацию по сотовому телефону. Для 1998 года это было довольно редкое и дорогое удовольствие.
До августа того же года много значимых событий и, соответственно, публикаций было в «Северном крае». Многие из них непосредственно касались жизни газеты. К примеру, журналист «СК» Татьяна Егорова стала победителем Всероссийского конкурса, объявленного ВВЦ, Торгово-промышленной палатой РФ, союзами журналистов России и Москвы, агентством «Роспечать». А обозреватель газеты Евгений Ермолин стал лауреатом премии «Антибукер». Было и много других приятных моментов.
Даже сейчас открытие нового банкомата где-нибудь в глубинке оказывается достойно первой полосы, а уж появление первого банкомата на центральной улице Ярославля стало самым настоящим событием в жизни города. В число самых-самых на ежегодном Всероссийском конкурсе «Лучшие российские предприятия» вошли ЯНОС и «Балканская звезда». Открылась для зрителей малая сцена областного театра кукол. Под напором общественного мнения мэрией было отменено постановление о 50-дневном массовом отлове безнадзорных животных. Эта акция позволяла каждому бомжу воровать на улице любую собаку и за 20 рублей сдавать её на умерщвление в ветеринарную клинику.
Но все эти и более значимые моменты затмило 18 августа 1998 года. Дефолт.
На падение курса рубля «Северный край» в начале отреагировал довольно спокойно, первая публикация о кризисе появилась только через два дня после его начала. Зато как ринулись люди в банки забирать свои вклады, так и повалил на страницы газеты шквал публикаций на животрепещущую тему. Все происшествия, практически все новости так или иначе связывались с дефолтом.
И в таком вот водовороте событий отмечала газета свой вековой юбилей. В это же время, возможно, даже раньше в «Северном крае», да и в остальных СМИ тоже, назревал свой внутренний кризис.
– Читатель «наелся свободой», его нельзя было удивить ни криминалом, ни митингами, всего этого хватило, – вспоминает Юрий Барышев. – Люди хотели стабильности.
Но как раз этого газета не могла ему дать. Пыталось издание снова вернуться к популярной некогда теме, посвящённой человеку труда, да не удалось.
– Тема эта всегда господствовала в газете, – говорит Юрий Иванович, – иногда даже подавляя остальные публикации. Хотели её снова возродить – не вышло, рубрика как будто находилась в противодействии с состоянием общества.
По словам Юрия Барышева, изменившееся в конце 90-х состояние страны наложило большой отпечаток на работу журналистов.
– Такое ощущение, что мы стали жить одним днём: что было минувшей ночью, минувшим днём, минувшими сутками. Раньше планировали жизнь и работу на неделю, а то и на месяц вперёд, чувствовалась уверенность в завтрашнем дне. А в 90-е стало иметь значение лишь то, что было вчера...