Портретов Панькова не сохранилось. Представить себе Петра Яковлевича можно по его работам. Это был архитекторсамородок, очень плодовитый и очень талантливый, рассказывает Наталья Сергеевна. В 1823 году Паньков был назначен на должность губернского архитектора и оставался на этом посту вплоть до кончины, без малого двадцать лет. Практически вся классическая архитектура Ярославля первой трети XIX века связана с его деятельностью.
Евангелическолютеранская церковь (кирха) построена в том же стиле классицизма. Ее история началась в эпоху Николая I. Во время пребывания императора в Ярославле церковный совет подал ему просьбу о пособии на постройку кирхи. К ней были приложены проект и смета, составленные ярославским губернским архитектором – соответствующие документы Сапрыкина обнаружила в Российском государственном историческом архиве в СанктПетербурге.
Через два года пришел ответ, что по высочайше утвержденному положению проект и смета одобрены и выделены 3428 рублей из государственного казначейства. Авторских чертежей не сохранилось, есть копия, но авторство Панькова бесспорно.
– Анализ архитектурных особенностей кирхи, композиции сооружения, отдельных элементов и деталей подтверждает это. Налицо явные параллели с более ранними проектами Панькова, особенно с первым зданием городского театра на Власьевской площади, построенным в 1819 и разобранным в 1840 году, – объясняет Наталья Сапрыкина. Не случайны, по ее мнению, и аналогии в декоре с петербургской архитектурой конца XVIII – начала XIX в., в частности с интерьером парадной столовой Михайловского замка. То, что творчество молодого Росси оказало большое влияние на Панькова, отмечалось и раньше. Это заметно в композиции здания епархиального училища (сейчас первое здание ЯГПУ), Гостиного двора – и то и другое очень похожи на известные петербургские постройки того времени.
Кирха – посвоему уникальное строение, которое есть не в каждом городе. Лютеране появились в Ярославле еще в XVII веке. Первые регулярные богослужения начались в середине XVIII века, когда сюда был выслан герцог Бирон, в свите которого оказался немецкий пастор, он же домашний лекарь Гове.
Ко времени Николая I лютеранская община, судя по всему, была уже немаленькой. После того, как проект Панькова был одобрен государем, начался сбор средств. Большую помощь ярославским лютеранам оказал принц Петр Ольденбургский. Но с выбором места для кирхи вышло не все гладко. Епархиальное начальство не возражало против строительства в городе иноверческого храма, но выступило против его возведения на Борисоглебской площади, рядом с Волжской набережной. Там когдато стояли православные церкви Бориса и Глеба, «что могло подать повод к умножению раскола».
Поэтому был выделен другой участок на углу улиц Борисоглебской (Свердлова) и Любимской (Чайковского). Закладка кирхи состоялась весной 1845 года, строительство шло до 1849го, а первое богослужение состоялось в январе 1850 года.
В революцию здание, видимо, пострадало. В 1924 году община обратилась к властям с заявлением на его обследование. Комиссия выяснила, что нужен капитальный ремонт, который и был произведен. Но в 1928 году договор с религиозной общиной был расторгнут, вскоре закрытие церквей в стране приобрело массовый характер, и через два года ни одного действующего лютеранского храма в России уже не осталось.
В советское время в кирхе располагались различные учреждения. В ходе реконструкции 1930х годов были сделаны дополнительные перекрытия, и здание стало трехэтажным. По центру алтаря построили еще одну лестницу, растесали арочные окна, сбили роспись и т. д. К счастью, сохранились уникальные фотографии, сделанные в самом начале реконструкции, на них запечатлено внутреннее пространство храма в своем первоначальном виде. В 1999 – 2000 годах фотографии легли в основу проекта реконструкции и реставрации (на снимке), который был разработан авторским коллективом ЯГТУ (руководитель проекта Александр Гросс, главный архитектор Наталья Сапрыкина, главный инженер Валерий Бекенев, реставратор Вячеслав Сафронов).
Здание, которое в 1999 году община получила в безвозмездное пользование, должно представлять собой по этому проекту многофункциональный центр. Самым большим помещением будет зал для богослужений на 180 человек. Эпизодически его можно использовать и для концертов духовной и органной музыки.
Проект завершен и согласован со всеми инстанциями, но работы по его реализации приостановлены – нет финансирования. Между тем для кирхи уже есть даже орган, его подарили немцы, и он хранится в общине в разобранном виде. Наталья Сергеевна общалась с органистом, в проекте учтены его рекомендации – многое сделано под параметры органа.
В восстановлении кирхи заинтересованы не только верующие лютеране, но и действующее у нас Объединение немцев Ярославской области. Теперь, после того как установлено имя ее автора, это должно стать заботой всего города. По крайней мере так представляется долг ярославцев перед памятью талантливого русского человека, губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова, для которого кирха стала последним творением.
Гость | 17.03.2011 в 17:11 | ответить0
Где последние творение Паньково? Или хотя бы — проект.