Мой прадед Герман Козлов – журналист. У Германа Ивановича было семеро детей: двое от первого брака, один от второго и четверо от последнего. Он успевал работать, жить с одними, навещать других, писать стихи, которые потом называл ерундой, рисовать и даже снимать мультики, фотографировать. У его детей сохранились старые плёнки, фильмы, среди которых нашёлся мультфильм «Пузырь, соломинка и лапоть», нарисованный им собственноручно. Теперь это память на долгие годы, которая бережно хранится.
Наверное, все творческие люди имеют вредные привычки: кто-то грызёт ногти, рвёт бумагу, а он курил, причём исключительно папиросы. Его дети говорят, что создавалось впечатление, будто папироса прилипла к нему и никогда не отделялась, хотя он и был весьма спортивным человеком, турник был для него увлечением.
Юность Германа Ивановича проходила во время активной пропаганды физкультуры. Он увлекался самбо, позже даже был руководителем кружка. Как и все молодые парни, любил смотреть борьбу. Тогда в Ярославль приезжали цирки, где всегда был традиционный номер с двумя борцами. На них были одеты маски, и после боя победитель снимал маску с побеждённого. Но самый кульминационный момент наступал, когда ведущий обращался в зал со словами: «Может, кто из публики хочет попробовать?» Тогда все мальчишки вскакивали, в том числе и Герман, и кричали: «Соломоха!», а был этот Соломоха парень небольшого роста, но владеющий приёмами самбо. Естественно, он побеждал. Вот тогда наступал бешеный восторг. Это были самые яркие воспоминания молодости, о которых он рассказывал детям.
После окончания средней школы (девятилетки) Герман Иванович подрабатывал в разных местах, смог купить фотоаппарат. Тогда началась настоящая журналистская деятельность. Запись в трудовой книжке говорит о том, что он был литературным работником газеты.
Первая газета, в которой довелось ему работать, называлась «За темпы». Она была создана при заводе СК-1. Этот завод входил в состав строящегося тогда резинокомбината. Газета нужна была для подведения итогов работы и поддержки соревнования между бригадами. Там он проработал в течение трёх лет, а потом уволился.
В довоенные годы найти постоянное место работы ему было тяжело, очень часто приходилось сталкиваться с тем, что штат газеты сокращали, и он попадал в число людей, которых вынуждены были уволить. Такая неопределённость заставила Германа Ивановича поехать в Углич, где он нашёл работу в газете «Коллективный труд». Но и здесь не всё сложилось гладко. Было уже 21 февраля 1941 года, и через четыре месяца его мобилизовали на фронт.
Часть, в которой воевал дед, оказалась отрезанной от основных сил. Без продовольствия и боеприпасов.
Обошлось без ранений, но, когда бойцов вывели с передовой, Герман Иванович был полностью обессилен от голода. Его вывезли для лечения в госпиталь в Чебаркуле (Казахстан). После выздоровления направили в Ленинградское краснознамённое военно-политическое училище имени Энгельса в Шуе, где он выбрал профессию артиллериста. Отец Германа Иван Александрович Козлов тоже был артиллеристом, полковником царской армии, закончил Академию генерального штаба, как раньше говорили, по части артиллерии. Именно это и повлияло на выбор Германа Ивановича.
Наш прадед прошёл войну до Польши, три месяца был командиром взвода управления восьмой артиллерийской бригады польской армии в составе Белорусского и Украинского фронтов. После Победы вернулся Герман Иванович в Углич, где у него осталась семья: сын Олег, дочь Вероника и жена Антонина Кирилловна. Всё, что осталось ему от военных лет, – бесчисленные грамоты на польском, русском языках, награды, которые он никогда не надевал, ставшие игрушками для детей. Всем им сейчас в первую очередь вспоминается орден с двумя мечами. Наверное, в детстве он казался им самым интересным и необычным.
Герман Иванович нашёл подработку в Угличе и наездами бывал в Ярославле. Он хотел снова вернуться в областной центр. Через некоторое время нашёл здесь работу. Его приняли в редакцию газеты «Стахановец транспорта» (позднее «Северный путь», ныне «Северная магистраль») на должность корреспондента газеты. Продолжая жить в Угличе, ездил в командировки. Постепенно сумел перебраться вместе с семьёй в Ярославль. Журналистского опыта у него было не занимать, кроме того, он был очень грамотным человеком. Сама работа давалась ему достаточно легко, его уважали и как работника, и как участника войны, и просто как человека. Через некоторое время его назначили на должность ответственного секретаря.
Уже после тринадцати лет работы на этом месте он был освобождён от работы в редакции газеты «Северный путь» в связи с прекращением её выхода. На этот раз искать самостоятельно новую работу не пришлось. Германа Ивановича перевели в распоряжение редакции газеты «Ленинское знамя» Ярославского межрайонного колхозно-совхозного территориального управления. Там он проработал шесть лет ответственным секретарём, и за многолетнюю и добросовестную работу в редакции этой газеты ему была объявлена благодарность и выдана премия в размере тридцати рублей.
Несмотря на то, что проблем в самой работе не было – всё получалось, зарплата была совсем небольшая, к тому же приближалась пенсия. Тогда было принято решение поехать на Камчатку. Герман Иванович вместе со своей женой прожил в Камчатской области около пяти лет, работал в газете «Заря коммунизма». Оклад там был выше, чем в Ярославле, всё это дало определённые преимущества при выходе на пенсию.
В течение всей своей трудовой деятельности он много раз менял место работы, но от одной газеты никогда не отходил. Это был «Северный рабочий», ныне «Северный край». Упоминаний об этой газете в его трудовой книжке нет, но известно, что там он был внештатным корреспондентом, даже сохранилась открытка от редколлегии «Северного рабочего», где его поздравляют с Новым годом: «Пусть наступающий 1975-й год – последний год третьей четверти века и завершающий год пятилетки – принесёт вам новые успехи в нелёгком и творческом журналистском труде, много радости и счастья в личной жизни!»
За годы журналистской деятельности его не раз награждали и поощряли: в честь Дня печати за активное участие в организации ряда тематических статей и корреспонденций по освещению в газете передовых коллективов дороги, в ознаменование 50-летия «Правды» и просто за хорошую работу. Он был даже премирован библиотечкой за активное участие в улучшении качества материалов. С этой «библиотечки» началась жизнь настоящей, большой домашней библиотеки, которая постоянно пополнялась новыми книгами. Сейчас её части находятся у детей Германа Ивановича – все книги были разделены после его смерти между ними.
Он любил читать и читал много, иногда вслух, чтобы все могли послушать, был заботливым мужем, отцом, дедом, который не уходил на работу, не приготовив и не накормив всё семейство. Он понимал, что, возможно, не всё, что он делал, было правильно, но его все любили таким, какой он есть. Просто любили не в силах сказать за что. И, видимо, именно эта любовь, память заставляет даже правнуков чувствовать привязанность к нему, хотя они никогда его не видели.
Гость | 18.04.2015 в 19:18 | ответить0
«Соломоха» был другом Германа Ивановича и звали его Соломон Бланштейн, дружбу они сохранили до последних лет своей жизни (Правнук Германа Ивановича — Андрей Евгеньевич Козлов г. Тула)