суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 1

суббота, 30 августа 2008

Башня и портсигар

нет фото

Весной «Северный край» написал о заброшенной водонапорной башне на месте бывшей станции Урочь (18 апреля с. г.). Крепкая, украшенная великолепным каменным декором башня стоит там, откуда когда-то началась Северная железная дорога, но, как ни фантастично, ни дорога, ни город её своей не признают. Она ничья и в полнейшем запустении. Газета убеждала, что башню нужно спасти: определиться с собственником, создать к 140-летию дороги и 1000-летию города в ней музей или найти другое достойное применение.

автор Татьяна ЕГОРОВА.

 

Официальные лица на публикацию никак не прореагировали. Чего не скажешь о неофициальных: было много звонков, люди возмущались, удивлялись, называли создавшуюся ситуацию разными нехорошими словами. А Сергей Георгиевич Антипов прислал письмо, в котором абсолютно нет эмоций, одни факты. Но какие!

На встречу в редакцию он принёс тяжёлый серебряный портсигар своего прадеда – по свидетельству родных, тот был начальником станции Урочь. Видимо, последним перед революцией. Крышка украшена накладкой из цветной эмали: Иван-царевич ловит Жар-птицу. Внутри гравированная надпись: «Ивану Антиповичу Антипову от товарищей и сослуживцев. 1875.1.VII. 1910». То есть, это подарок к35-летию.

Портсигар в семье переходит из поколения в поколение. По удивительному стечению обстоятельств, судьбы всех Антиповых, как бы ни начинались, оказывались потом связанными с железной дорогой.

Перед смертью прадед передал портсигар старшему сыну – Ивану Ивановичу.

– Будущему моему деду, – уточняет Сергей Георгиевич. – Тот был строителем. Имел отношение к проектированию и строительству зданий на станции Всполье (сейчас Ярославль-Главный). По доносу был арестован и так и не вышел из за-ключения. Незадолго до ареста, видимо, предчувствуя его, подарил портсигар старшему сыну – Георгию Ивановичу, моему будущему отцу.

Георгий Иванович – участник Великой Отечественной войны. Призван сразу после школы. Окончил училище, командир миномётного взвода. Был в плену, дважды бежал, вернулся в строй, закончил службу в Германии. После войны – он в Ярославле. В Ростовском сельхозтехникуме получил специальность энергетика. В мехколонне № 48 прошёл путь от десятника до главного инженера. После – директор предприятия «Ярпромэнергоремонт».

Одновременно Георгий Антипов превратился в увлечённого краеведа. Его имя можно найти сейчас в широко известном «зелёном» альбоме «Ярославль в старых открытках и фотографиях», где использованы среди прочих и собранные им старинные «открытые письма» с видами города, он коллекционировал их много лет.

В историю ярославского краеведения он вошёл ещё благодаря своей огромной карте. В её основе – план города 1903 года, который попал однажды к нему в руки. На него Георгий Иванович нанёс все существующие и существовавшие в прошлом церкви и монастыри. Три из них, говорят, даже вообще не были до того известны исследователям.

Сергей Георгиевич принёс в редакцию ксерокопию этого отцовского плана. Развернул – двуспальная простыня. Условными обозначениями помечены храмы в хорошем состоянии, в плохом и уже утраченные. Отдельно – домовые церкви, сейчас, конечно, уже не существующие. На полях – печати и подписи, свидетельствующие о том, что оригинал плана хранится теперь в Государственном архиве Ярославской области, а копии приняты для использования музеем-заповедником, Демидовским и педагогическим университетами, мэрией, департаментом культуры и туризма области.

Мало того, но и на этом краеведческий энтузиазм Георгия Ивановича не иссяк.

– Когда отец ушёл на пенсию, он уволился и выучился на дефектоскописта, – продолжает Сергей Георгиевич. – Ему нравилось ездить, для чего работа на железной дороге открывала самые широкие возможности. Я тогда окончил политех, началась перестройка, безработица, и я попросил отца обучить меня тоже на дефектоскописта. Сдал экзамены, всё как положено. Вместе мы объездили всю Северную дорогу, вплоть до Воркуты и Лабытнанги. Незабываемое время! Столько всего увидел!

Несколько лет назад отец, умирая, передал Сергею Георгиевичу семейный талисман –портсигар. А вместе с ним, похоже, и свой интерес к истории родного края. Во время совместных путешествий по Северной железной дороге какие чудеса им встречались на иных забытых Богом станциях!

– В некоторых старых депо, кажется, ничего никогда не менялось. Какие котлы я там видел старинные! А на какое железо можно было наткнуться на задворках! Представляете, однажды попалась чугунная литая вывеска (или табличка, не знаю, как правильно сказать) с надписью «Околоток»!

Сергей с отцом проверял остаточные ресурсы старых котлов, удивляясь тому, что многие из них вполне могут проработать ещё не один год. Промышленная Россия девятнадцатого века достойна самого большого нашего уважения, убеждён Сергей Георгиевич. И нашей памяти о русских инженерах и просто мастеровых людях, которые её создавали.

Сейчас Сергей Георгиевич Антипов – начальник лаборатории ЗАО «Ярсантехмонтаж» (бывший Ярославский завод сантехзаготовок). Специалисты его лаборатории просвечивали все швы на строившейся на НПЗ установке гидрокрекинга. Проверяют сейчас работу сварщиков, занятых на монтаже отопления, канализации, газификации для жилищного строительства.

И ещё он всё это время собирает старые, в основном дореволюционные, книги и журналы. Если оказывается где-то в деревне, обязательно старается уговорить местную бабушку пустить его на чердак, «на потолок», как у нас говорят, и долго радуется после своим находкам.

Наша публикация про старую башню за Волгой на станции Урочь Сергея Георгиевича очень заинтересовала. Мощный и до сих пор прекрасный силуэт башни, хорошо видный на съезде с моста, никогда не оставлял его равнодушным. Отсюда начиналась дорога из Ярославля на Данилов, Вологду и Архангельск, позже названная Северной. Здесь, в начальном пункте этой дороги, на станции Урочь работал его прадед.

Прощаясь, Антипов то ли в шутку, то ли всерьёз, закончил:

– Вот выйду на пенсию, и, если проблема с собственностью на эту башню к тому времени утрясётся, я сам готов в ней музей создать.

Слушаю его и думаю: почему бы нет? За последние годы Сергей Георгиевич создал две лаборатории буквально с нуля: у себя на работе и ещё в одной фирме. Пригнали ему вагончик, он сам с мужиками заколачивал, варил, утеплял, оснащал. До пенсии ему, правда, ещё два года, и меньше всего он похож на пенсионера. Но права создать музей в старой башне у него, пожалуй, действительно больше, чем у кого-то другого.

– Я бы и портсигар туда отдал, – улыбается он. – У меня ведь нет сына, только дочь и внук.

Читайте также
Комментарии

kayy35@rambler.ru | 09.08.2011 в 22:26 | ответить0

Неправда, ты знаешь, что у тебя есть сын и две прекрасные внучки

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают