ЯРОСЛАВЛЬ, 31 ДЕКАБРЯ. 16 декабря по предложению прокурора окружной суд постановил приостановить выпуск газеты «Северный край» впредь до судебного приговора.
Только сегодня редактор «Северного края» получил повестку судебного следователя по важнейшим делам с вызовом в качестве обвиняемого по 1-й части 129-й статьи Уголовного уложения и статьи 6 закона от 24 ноября 1905 года о правилах печати.
Дело будущего суда – рассмотреть, насколько основательны были причины принятия такой решительной меры по отношению к печатному органу, в течение восьми лет чест-но выполнявшему свой долг.
Это уже вторая приостановка газеты. В июне 1904 года, в мрачные дни режима Плеве, «Северный край» постигла первая кара за то, что, несмотря на цензурные стеснения, газета стремилась дать правдивое освещение положения на войне, на Дальнем Востоке.
Говорили, что это – японофильство, что это – непатриотично. Последующие события показали, на чьей стороне была правда. Действительность оказалась гораздо мрачнее, чем мог представить ее по условиям цензуры «Северный край».
Теперь вторичная приостановка, приостановка в такое время, когда население жадно хватает и ловит всякое печатное слово. На этот раз условия печати формально изменились, и нам не пришлось ждать, пока суд вынесет свой при-говор.
Выпуская теперь «Северную область» вместо «Северного края», мы считаем своим долгом заявить читателям, что газета будет продолжать дело своего предшественника – чест-но служить политическому и социальному обновлению нашей Родины.
* * *
ЕЛКА НА ЛЬДУ. На катке при Казанском бульваре вчера была елка с сюрпризами для детей. Пресловутое представление «Короля огня» оказалось недурно исполненным и имело большой успех среди многочисленной публики.
* * *
РЫБИНСК. Из местного отделения государственного банка и сберегательных касс усиленно требуют возврата вкладов ввиду тревожных слухов о близком банкротстве государ-ства. Кредитки не берут, требуя золота и серебра.
* * *
ЛЮБОПЫТНЫЙ КОНТРОЛЕР. В казначействе ежедневно масса деревенского люда, желающего взять свои вклады. Контролер опрашивает каждого желающего взять свой вклад:
– Зачем тебе, бабушка, день-ги?
– Дочку хочу замуж выдать, так на приданое.
– А тебе зачем? – спрашивает другую.
– Дочке обнову надо купить.
Таким образом перед контролером простодушный народ открывает свои домашние дела. Если же посетитель не может ответить, для чего нужны ему деньги, контролер начинает уговаривать не брать вклад: «На что тебе деньги? Оставь их здесь, а то дома украдут еще или сгорят»...
* * *
ВО ВЧЕРАШНИЙ БАЗАРНЫЙ ДЕНЬ на Сенной площади происходила обычная торговля сеном и лошадьми. В купле и продаже последних, конечно, фигурируют конюхи-цыгане. Цены на сено и дрова умеренные: сено от 18 до 25 копеек за пуд, дрова березовые – 6 рублей 50 копеек сажень, ольховые – 5 – 6 рублей и еловые от 4 до 5 рублей.
* * *
БАЗАРНЫЕ ЦЕНЫ. Базар вчера был очень незначителен, привоз мал. Цены на молочные продукты составляли: русское масло – 38 – 40 копеек за фунт, сметана – 30 – 35 копеек кринка, творог – 4 – 5 копеек фунт, чухонское масло – 38 – 40 копеек, яйца (десяток) – 20 – 22 копейки.
Мясные продукты: мясо первого сорта – 14 копеек, второго – 12 копеек фунт, телятина – 13 копеек, свинина – 13 – 14 копеек фунт.
* * *
НА ТРАМВАЕ. Учащиеся, проезжающие на ярославском трамвае, пользуются льготой и платят за билет не 5, а 3 копейки. Но оказывается, что выдача удешевленных билетов подчинена произволу господ кондукторов трамвая.
Нами, например, получено письмо, в котором ученик церковно-приходской школы В. Климов жалуется, что кондуктор не выдал ему льготный билет, несмотря на то, что он показал свой отпускной билет от совета школы. Отказ от выдачи льготного билета кондуктор мотивировал отсутствием на ученике формы.
* * *
ВЗРЫВ ПЕТАРДЫ. Под вагоном трамвая около восьми часов вечера 1 января взорвалась петарда. Последствий никаких не было.
* * *
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ. Милостивый государь господин редактор!
Как известно, музыка рус-ского национального гимна к словам Жуковского «Боже, царя храни» написана Львовым. И она так прекрасна, так величественна, так сроднилась с ухом русского человека, что для гимна – лучше не надо.
Но текст Жуковского ввиду теперешнего изменения в государственном строе России ныне неполон и неточен. Ввиду этого я предлагаю вариацию этого текста, совершенно совпадающую с размером стихов, а также количеством строк у Жуковского и кадансом, следовательно, музыки Львова.
Вот эта вариация, которую можно петь как нотную строфу, прибавку к тексту Жуковского или, если угодно, самостоятельно под музыку Львова:
Волю, народ, храни!
Сильный, державный,
Правдою славный,
Правя землею сам,
Правь ты на страх врагам!
Волю, народ, храни!
С истинным почтением
Читатель.
* * *
Номера газеты «Северная область» предоставлены ГАЯО.