Об этом говорят цифры и факты, взятые из жизни Ярославской губернии, хроника которой каждый день теперь приносит сообщения о выгоревших селениях, деревнях, о многочисленных убытках и человеческих жертвах. Наиболее подвержены загораемости жилые помещения, покрытые соломой.
Обратим внимание на следующую таблицу, которая покажет в своей красноречивости цифры «соломенных» строений в губернии. Из общего числа построек крыто:
железом железом соломой соломой
Ярославский уезд Ярославский уезд 2117 2117 98599 98599
Даниловский уезд Даниловский уезд 716 716 66208 66208
Любимский уезд Любимский уезд 265 265 64033 64033
Мологский уезд Мологский уезд 146 146 95723 95723
Мышкинский уезд Мышкинский уезд 353 353 71193 71193
Пошехонский уезд Пошехонский уезд 142 142 104591 104591
Романово-Борисоглебский уезд Романово-Борисоглебский уезд 349 349 62946 62946
Ростовский уезд Ростовский уезд 292 292 54064 54064
Угличский уезд Угличский уезд 893 893 83481 83481
Средний процент соломенных крыш, как показало обследование Осецкой волости Любимского уезда, доходит для жилых помещений до 92 процентов и для нежилых – 99 процентов. Солома употребляется, однако, не только для покрытия кровель, она находит себе применение и для стен построек. В той же Осецкой волости отмечаются дома без капитальных дворов, а с прикутами из соломы.
Конечно, пока ещё недостижимым для нас идеалом является деревня, вся сплошь построенная из кирпича, камня, черепицы и железа, словом, из тех материалов, которые дают максимум огнеупорности. Слишком уж беден и тёмен мужик, слишком хорошо всем известны те ужасающие жилищные условия, в которых прозябает наше крестьянство. Порой деревенское жильё далеко уступает овчарне какого-нибудь среднего английского фермера. Где уж тут думать и говорить о нормальном типе сельской постройки.
Принимая во внимание всю печальную картину современного экономического положения русской деревни, мы считаем, что довольно значительную роль в деле борьбы с огнём могли бы сыграть вольно-пожарные крестьянские дружины и организация присмотра за крестьянскими детьми, которые во время полевой страды, оставаясь дома, часто бывают причиной пожаров.
Но тут нам приходится сталкиваться с отсутствием у деревни общественной инициативы, культурной привычки сообща бороться с тёмными и отрицательными явлениями своего быта. Долго уж держали крестьянскую мысль в пелёнках, отстраняя её от всех фактов и проявлений общественной солидарности, воспитывали её в рамках «моя хата с краю».
Зло страшно велико, размеры его ужасающи. Население должно само напрячь все свои силы, чтобы парализовать те страшные опустошения, которые осуществляет в своём победоносном шествии огонь.
* * *
МИЛОСТИВЫЙ ГОСУДАРЬ ГОСПОДИН РЕДАКТОР! Позвольте через посредство вашей газеты сказать несколько слов об антипожарных средствах деревни. За последнее время в Ростовском уезде произошёл ряд крупных пожаров, поставивших массу бедного населения в безвыходное положение. Горит жилище, горит скот, горят запасы, а мер, по-видимому, не принимается никаких. Вот характерная картинка противопожарных средств деревни.
Недавно мне случилось проезжать деревней Няньково Ростовского уезда. Интересуясь пожарным делом, я спросил о мерах борьбы с этой губительной стихией и получил ответ, что имеются один багор и одна бочка. Таких деревенек на Руси масса, и представляю судить читателям о том, что будет, если в одной из них случится пожар!
Для контраста я хотел бы представить положение села Макарова Ростовского уезда в пожарном отношении. Хорошо организованная вольно-пожарная дружина под руководством опытного и энергичного пожарного старосты может быть на месте пожара в несколько минут. Пожарные орудия всегда в исправности. Очередные крестьянские лошади всегда готовы к отъезду. Недавно загорелась здесь одна из холостых построек. Ветер был прямо на село, и если бы в распоряжении макаровцев были тоже один багор и одна бочка, то бедствие было бы грандиозно. Но явившаяся через несколько минут дружина прекратила пожар, и разбушевавшейся стихии не был дан дальнейший ход. Макаровцам остаётся только благодарить деятелей этой хорошей организации и всеми силами стараться о дальнейшем её усовершенствовании.
Мне могут заметить, что не все селения в состоянии заводить у себя подобного рода хорошо организованные дружины. Совершенно верно. Но из этого не следует ещё, что деревни должны беспрепятственно выгорать! Мне кажется, что если абсолютно нет никаких средств, то пора бы подумать об этом кому следует, в большинстве случаев одна невыпитая бутылка «челышёвки» на душу – и пожарная машина куплена. А это уже половина дела. Машина есть – люди найдутся.
Писать эти строки меня заставило ужасное положение погорельцев, бродящих по окрестным селениям, и скудное подаяние просящим. Бедствие грандиозно, и с ним, мне кажется, необходимо считаться?!
Доброжелатель.