Идея строительства в Ярославле музея истории города принадлежала первому секретарю обкома КПСС Ф. И. Лощенкову. Теперь очевидно, что за это ему нужно сказать огромное спасибо. Тогда же его категоричное предложение с точным указанием места и сроков строительства озадачило многих. Куда переселить глазную больницу? Где найти деньги на реконструкцию здания? Как за такое короткое время построить историческую экспозицию? Но время не предполагало обсуждения предложений первого лица, и работы начались.
Владимир Георгиевич Извеков, который возглавляет музей десять лет, в те годы был заместителем председателя горисполкома по социальным вопросам и по долгу службы принимал в строительстве нового музея непосредственное участие:
– Музей начали создавать методом народной стройки – все объёмы работ закрепили за предприятиями города. Осуществлялось единое инженерное руководство. Ситуации возникали самые разные. Перед открытием, например, неожиданно выяснилось, что нет люстр. Мне сказали: «Ищи, где хочешь». Тогда всё было в дефиците. Позвонил одному человеку, он говорит: «Приезжай». Ведёт меня в подвал, а там стоят люстры, как раз те, что нужно. Спрашиваю: «Как оплатить?» «Забирай, – говорит, – ничего не нужно». Люстры были куплены для другого объекта, но не понадобились. Словно ждали, когда в музее пригодятся. В 1998 году мэр Ярославля Виктор Владимирович Волончунас стал ставить вопрос: почему музей истории города есть, а к городу он не имеет отношения? Принципиальное решение было принято после того, как его поддержал А. И. Лисицын.
– И так случилось, что после моего выхода на пенсию Виктор Владимирович предложил мне стать директором этого музея, – вспоминает Владимир Георгиевич. – Надо было делать ремонт и создавать новую экспозицию. Для начала нашли бюджетные деньги. А потом бросили клич – по всем предприятиям, даже на рынках к предпринимателям обращались: «Город строит музей, не оставайтесь в стороне, помогите!» Многие откликнулись: и предприятия, и организации, и частные лица. Был такой случай. Приходит ко мне мужчина кавказской внешности, говорит с акцентом: «Ты директор? Музей строишь? Это – тебе». И пачку денег на стол кладёт. Я опешил: деньги нужны, но так-то я взять их не могу. А он деньги оставил и ушёл. Даже фамилии своей не назвал. Мы тогда завели книгу друзей музея, где всех стали записывать, кто нам помогал, – и коллективы, и персоналии. И снова передо мной стояла та же задача, что и много лет назад, – отремонтировать дом купца Кузнецова. Но теперь я уже думал не только о ремонте, но и о концепции музея. Приятно сознавать, что мою идею новой экспозиции «Ярославль в истории России. Человек в истории Ярославля» все поддержали. И ещё одну мою хорошую задумку удалось осуществить – создать мультимедийную программу «Ярославль – XX век». Пришёл посетитель в музей, можно просто включить компьютер – и без экскурсовода познакомить с историей города.
Немного денег, много идей – так всё начиналось. Понимая, что интересным музей могут сделать только талантливые сотрудники, Владимир Георгиевич аккуратно начал собирать коллектив. Именно аккуратно, потому что музейщики – народ не простой, это люди, работающие по убеждению. Свои мнения отстаивают, поэтому с ними бывает непросто. Набрать полностью штат из сотрудников с большим стажем музейной работы – нереально. Ставку сделали на сочетание опытных музейщиков и молодых.
– Тесно стали сотрудничать с университетом им. Демидова. Теперь заведующая кафедрой музееведения В. М. Марасанова – наш большой друг, и ни одно дело без неё не начинаем. Очень дорожу Виктором Павловичем Алексеевым – талантливым экспозиционером, краеведом, учёным, Николаем Корсиковым – в искусстве он компетентнейший человек, и руки золотые. У них есть чему поучиться. Но с такими невысокими зарплатами удержать в музее хорошего сотрудника непросто. Тяжело терять молодых и талантливых. Они уходят иногда просто потому, что надо содержать семью, а в другом месте предлагают зарплату в несколько раз выше.
Для посетителей новый музей открыли в День города, в мае 1999 года. Всё, что задумали, успели сделать меньше чем за год. И сразу после открытия взялись за создание новой экспозиции – «Из истории ярославской медицины». Подняли из руин бывший каретник усадьбы купца Кузнецова и открыли там три зала экспозиции, в строительстве которой активное участие приняли учёные медицинской академии и практикующие врачи Ярославля.
Авторитет молодого музея рос год от года. И если поначалу старейшие музеи города смотрели на него немного свысока – «что там за малышня под ногами путается», то теперь точно можно сказать – в музейном сообществе он стал равным среди равных. За столь короткий срок удалось не только построить экспозиции, но и положить начало формированию фондов музея – с нуля. Теперь у МИГа в запасниках 30000 единиц хранения. Музей стал научным и краеведческим центром. Многие темы истории Ярославля благодаря архивным и научным изысканиям пополнились новыми подробностями.
Как благодарили музейщиков за выставку, посвящённую жизни и деятельности Ивана Александровича Вахромеева, крупного ярославского предпринимателя, мецената, много лет служившего в Ярославле городским головой. Судьба этого мудрого и великодушного человека – ещё один повод задуматься о смысле жизни, о том, что в ней главное, а что второстепенное. Немало в городе было богатых людей и благотворителей, но только он организовал у своего дома ежедневную раздачу нуждающимся горячих булок. А собрав богатейшую библиотеку, полностью передал её городу. Когда не хватало денег в городской казне, делал ремонт храмов, разбивал бульвары на свои средства. Мало кто сделал для процветания Ярославля столько, сколько он. Теперь мы не можем сказать, что это имя незаслуженно забыто. И. А. Вахромееву посвятили не только выставку в музее истории города, но и научные чтения с изданием сборника наиболее интересных материалов.
Другому значительному ярославскому предпринимателю, торговцу металлом, владельцу нескольких российских металлургических заводов – Николаю Петровичу Пастухову – тоже была посвящена выставка. Кто не поленился её посетить, теперь знает, что именно он построил в городе гостиницу, которую А. Дюма описывал как одну из лучших в России. Когда-то её огромное здание на Богоявленской площади поражало горожан своими размерами. Но даже и теперь, в эпоху многоэтажных строений, здание Почтамта, оказавшееся на въезде в старый Ярославль, не утратило своего величия. Пастухов владел большим количеством домов в городе, нередко дарил их на разные нужды – для детского приюта, амбулатории, Дома трудолюбия. Он полагал, что процветание страны зависит от того, насколько развиты в нём система просвещения и культура.
В круг исторических вопросов, интересующих музейщиков, вошло и время Смуты. Эта тема обсуждалась на научной конференции «Русская Смута начала XVII века – от противостояния к единению», которую музей истории города проводил вместе с региональным обществом историков-архивистов. По итогам её работы была выпущена книга «Русская Смута начала XVII века».
Совместно с обществом охраны памятников за эти годы не раз подготовили Трефолевские чтения, одну из общих конференций посвятили известному ярославскому архитектору-реставратору В. Ф. Марову. Дружит музей и с общественной организацией «Петропавловская слобода» – вместе проводят краеведческие конференции, организуют экспедиции. Именно в этом молодом музее нашлось место для работы клуба «Ярославский старожил», члены которого во главе с Н. С. Землянской торопятся собрать исторические свидетельства и воспоминания ярославцев о недавнем прошлом города. И ведь это далеко не все мероприятия и темы, которые получили прописку в стенах музея истории города.
Благодаря музейщикам в исторический оборот вошли и несколько малоизвестных имён, которые стали для нас настоящими откровениями: академик А. Н. Колмогоров, наш земляк, сделал открытия мирового значения в области физики и математики, Г. С. Лебедев стал первым русским индологом, открывшим в Индии первый театр. Теперь материалы о них можно встретить не только в архиве, но и в музейных залах.
Расширяется экспозиция музея истории города, пополняются его фонды, появляются новые темы, требующие музейного воплощения. Приспособив под экспозицию здание бывшего каретника, поселив в музейном дворике местных народных умельцев с продукцией традиционных ярославских промыслов, музейщики мечтают об увеличении своих экспозиционных площадей. Расположенный по соседству Дом общества врачей, который два года пустует и требует ремонта, как раз бы подошёл для медицинской экспозиции.
За десять лет музею удалось многое, но главное – он стал неотъемлемой частью культурной и научной среды Ярославля. И на вопрос «Что самое приятное в музейной работе?», его бессменный директор Владимир Георгиевич Извеков отвечает, не задумываясь: «Мы чувствуем, что мы востребованы. Приятно работать, когда ты знаешь, что нужен».