ПАМЯТИ ТОВАРИЩА. Скончался Василий Михайлович Михеев. Ещё два-три дня тому назад врач едва нащупывал у него пульс. И вот окончательно перестало работать сердце, которое много работало, много любило, много и страдало.
Умер общественный и литературный деятель, которому уже при возникшем ранее болезненном состоянии пришлось близко пережить тяжёлую трагедию русской жизни, развернувшуюся в последние годы, и выдерживать испытания, надежды и разочарования, оставляющие след и на более здоровом организме.
Василий Михайлович по происхождению своему сибиряк. Он родился в богатой купеческой семье в 1859 году в Иркутске. Здесь он провел детство и отрочество. В 1874 году семья переселяется в Москву, где покойный получает среднее образование, работая постоянно над собой, отдаваясь чтению и довольно рано следуя литературным стремлениям.
На литературное поприще Василий Михайлович вступает, однако, только 25 лет, в 1884 году, с богатой и разносторонней подготовкой. В этом году вышли отдельным изданием его «Песни о Сибири».
Последующими большими его произведениями были романы «Золотые россыпи» и «Художники», повесть «Отрок-мученик» и пр. Также ряд произведений для сцены: «Арсений Туров», «Ложные итоги», «Весенняя дума» и др.
В 1893 году Василий Михайлович переселяется в Ярославль, где и протекает его остальная жизнь. Продолжая писать в столичных изданиях, покойный принимал горячее участие в «Северном крае», основанном в 1898 году незабвенным Э. Г. Фальком, а затем, со смертью основателя этой газеты, становится и её редактором.
Публицистическая деятельность Василия Михайловича весьма обширна. Разносторонне образованный, много видевший, много путешествовавший, многих знавший, отзывчивый, живший только общественной жизнью, общественными интересами, принимавший участие во всех общественных начинаниях, интересный собеседник, Василий Михайлович писал очень много, откликался печатно на самые разнообразные вопросы, горел и пламенел при кажущемся спокойствии, уравновешенности, даже неподвижности.
Мир праху честного литературного деятеля, хорошему человеку, доброму товарищу.
Н. Дружинин.
* * *
К КОНЧИНЕ В. М. МИХЕЕВА. Похороны. Около 9 часов утра Духовская улица у церкви Духа Святого постепенно стала наполняться публикой. В церкви служили панихиду. Неслись заунывные грустные звуки: «Со Святыми упокой...»
Церковь была переполнена народом. Во время литургии священник упомянутой церкви отец Виктор Ливанов сказал надгробное слово на тему «В чём заключается смысл жизни и смерти».
Наконец, гроб был вынесен из церкви на руках родственников, близких, знакомых и друзей покойного. В числе них находился присяжный поверенный Н. А. Огородников из Костромы – бывший член Государственной думы первого созыва. Шествие последовало до квартиры покойного, находящейся на Дворянской улице. Здесь отслужена была лития.
Гроб с телом покойного В. М. Михеева на катафалке отправлен был до Семёновского спуска, а потом через реку Волгу переправлен на пароме. Несмотря на моросивший в то время дождь, публика провожала его и на пароме. Тело погребено в усадьбе покойного – Дмитриеве.
* * *
Во многих столичных и провинциальных газетах появились статьи и заметки по поводу смерти В. М. Михеева. Тепло и прочувственно написана о Василии Михайловиче статья в харьковском «Утре», принадлежащая перу бывшего сотрудника «Северного края» господина Епифановского.
* * *
Телеграммы. Семейством покойного Василия Михайловича Михеева и редакцией нашей газеты на днях получено из разных мест свыше двадцати телеграмм. Приводим дословно более интересные телеграммы.
Из Вологды от политических ссыльных ярославцев следующего содержания: «Шлём из Вологды выражение глубокой скорби по поводу смерти Василия Михайловича Михеева. Ссыльные ярославцы».
От Московского кружка литераторов: «Среда литераторов – товарищей Василия Михайловича – выражает глубокое соболезнование по поводу его кончины. Бунин».
«Выражаем глубокую скорбь по поводу смерти дорогого товарища – писателя Василия Михайловича Михеева. Гославский, Телешов, Белоусов, Махалов, Бунин».
* * *
В последнем заседании Московской городской думы городской голова Н. И. Гучков обратился к гласным со следующим заявлением: «В городе Ярославле скончался В. М. Михеев, состоявший с июня 1885 года почётным попечителем Второго городского мужского училища. Предлагаю господам гласным почтить память покойного вставанием».
Гласные поднимаются со своих мест. Любопытно этот факт сравнить с фактом молчания наших думцев на заседании, состоявшемся третьего дня. Память любого трактирщика наша дума с готовностью почтит вставанием, а вот культурного общественного деятеля, так много потрудившегося для духовной жизни города, обошли тупым молчанием. Характерно!..