Ровно год назад в «Северном крае» (номера за 27 и 28 октября 2006 г.) были опубликованы воспоминания жительницы Ярославля, бывшей узницы ГУЛАГа Евгении Михайловны Пеунковой (Халаимовой). Осуждённая как «участница молодёжной антисоветской группы, которая хотела изменить существующий строй», бывшая студентка Ярославского технологического института отбывала срок в печально знаменитых мордовских лагерях для политзаключённых.
Русских женщин там было мало, в основном представительницы тогдашних союзных республик: украинки, литовки, латышки, эстонки. На всю оставшуюся жизнь Евгении Михайловне запомнились те страшные годы политического террора, развязанного «вождём всех времён и народов» и его приспешниками против населения большой страны. Остались в памяти имена репрессированных женщин, ежедневно хлебавших вместе с ней лагерную баланду.
Но что же стало с узницами тех страшных сталинских лагерей, живы ли они? Этот интерес сподвигнул автора этих строк направить воспоминания Евгении Пеунковой на Украину, во львовскую областную мемориальскую газету «Нескоренi» («Непокорённые»). Материал редакция опубликовала.
Первой откликнулась бывшая лагерница, аккордеонистка КВЧ (культурно-воспитательная часть) Леся Блавацкая, организатор и вдохновитель лагерного хора гуцулок-украинок, которая поделилась с читателями воспоминаниями о пережитом, о жутких по своей бесчеловечности порядках мордовских лагерей.
Откликнулись и другие бывшие солагерницы: Люба Украинская, Ирина Браницкая. Последняя узнала себя в группе женщин на фотографии, опубликованной в газете. Она тоже рассказала о пребывании в мордовских лагерях, тяжкой доле женщин советского ГУЛАГа.
Украинцы переслали материалы и фотографии в Литву. В каунасской мемориальской газете «Tremtinуs» («Ссыльный») они были опубликованы, но откликов пока не последовало.
А ещё наши новые знакомые поделились своими материалами, об одном из которых хочу рассказать подробнее.
Шестнадцать лет назад с политической карты мира исчез СССР. Республики Украина, Литва, Латвия, Эстония стали самостоятельными государствами. Многие, казалось бы, устоявшиеся в советской историче-ской науке оценки теперь там пересматриваются. Часть населения в лице «лесных братьев» прибалтийских государств, сотрудничавших в годы Великой Отечественной войны с немцами и воевавших против Советского Союза, теперь считаются борцами за свободу и независимость своих стран. Как и организация украинских националистов, бойцов Украинской повстанческой армии (ОУН – УПА), поддерживаемых частью местного населения Западной Украины.
Впрочем, о том, что значительная часть населения Западной Украины не желала жить «под Советами», было известно и ранее. В этой связи не кажутся фантастическими слухи о том, что Сталин хотел выселить всех украинцев с родной земли за то, что часть их сотрудничала с немцами. Впервые об этом обмолвился Н. Хрущёв в секретном докладе на ХХ съезде партии в феврале 1956 года. Однако Хрущёв мало сказал о недоброй задумке Сталина. Он де, Сталин, хотел выселить украинцев в Сибирь и на Север, но их оказалось слишком много – 40 миллионов. Провести в жизнь эту затею Сталин оказался не в состоянии.
Может быть, это высказывание так бы и осталось хрущёв-ской байкой, если бы не документ, выявленный в архиве бывшего Института марксизма-ленинизма при ЦК компартии Украины – ныне Центральном государственном архиве общественных организаций. Этот документ подтверждает истинность намерения Сталина. Вот его текст.
«Совершенно секретно.
Приказ № 0078-42 22 июня 1944 года г. Москва.
По Народному Комиссариату Внутренних Дел и Народному Комиссариату Обороны Союза ССР.
О ликвидации саботажа на Украине и о контроле над командирами и красноармейцами, мобилизованными из освобождённых областей Украины...
...Приказываю:
1. Выслать в отдельные края Союза ССР всех украинцев, проживавших под властью немецких оккупантов.
2. Выселение производить: а) в первую очередь украинцев, которые работали и служили у немцев; б) во вторую очередь выслать всех остальных украинцев, которые знакомы с жизнью во время немецкой оккупации; в) выселение начать после того, как будет собран урожай и сдан государству для нужд Красной Армии; г) выселение производить только ночью и внезапно, чтобы не дать скрыться другим и не дать знать членам семьи, которые находятся в Красной Армии.
3. Над красноармейцами и командирами из оккупированных областей установить следующий контроль: а) завести в особых отделах специальные дела на каждого; б) все письма проверять не через цензуру, а через особый отдел; в) прикрепить одного секретного сотрудника на 5 человек командиров и красноармейцев.
4. Для борьбы с антисоветскими бандами перебросить 12 и 25 карательные дивизии НКВД.
Приказ объявить до командира полка включительно.
Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР Берия.
Зам. Народного Комиссара Обороны Союза ССР Жуков».