В один из таких будних дней мы отправились в городской кардиологический центр к Татьяне Владимировне Сейранян – кардиологу с 25-летним стажем. Напросились понаблюдать за её работой, чтобы узнать, как говорится, из первых уст о проблемах наших ярославских сердечников, да и докторов, их лечащих, тоже.
Татьяна Владимировна – коренная ярославна. В 1981-м с отличием закончила наш мединститут. Потом 19 лет проработала в 4-й городской поликлинике. В 80-е кардиологическая служба в областном центре только-только начиналась, и Сейранян стала вторым поликлиническим кардиологом – первым был Сергей Янович Ерёгин. Сейчас он главный кардиолог области.
Итак, заходим в кабинет. На приёме у врача пожилая женщина. Бывшая работница Ярославского завода топливной аппаратуры. У неё целый ряд сердечных заболеваний: ишемическая болезнь, гипертония, нарушение ритма... Спрашиваю кардиолога: откуда столько? Причина в чём?
– Сложно сказать. В этом случае и мать – гипертоник, и отец. Чем раньше человек озаботится своим здоровьем, тем лучше. Поздно останавливать поезд, когда он летит под откос! – отвечает доктор. – А вообще риск, например, ишемической болезни, увеличивается под воздействием ряда факторов: высокий холестерин и артериальное давление, сахарный диабет, наличие заболеваний у родственников. Ожирение тоже здоровью отнюдь не способствует. Причём заболеваемость сердечными недугами в Ярославле выше, чем, допустим, в соседних областях – Костромской, Вологодской, Ивановской, – добавляет кардиолог.
– Почему?
– Да за близость с Москвой платим дорого. Заработки низкие, цены высокие. Отсюда и стрессы... Очень много в последнее время идёт пенсионеров, которые инвалидность хотят оформить. Для льгот. Раньше такого не было. Старичку 86 лет, а мы, врачи, вынуждены давать заключение, может он работать или нет!
Пока один больной выходит, а следующий заходит, Татьяна Владимировна рассказывает об огромном количестве сердечников в нашем городе:
– У нас есть «госзаказ», как мы его называем, то есть план приёма. Так, в прошлом году мы с заведующей кардиоцентром Дарьей Александровной Костюченко вместе 146 процентов сделали! Бывают дни, когда вместо 10 пациентов, положенных по нормам приёма, принимаем по 30!
Небольшой медицинский экскурс для наших читателей. К примеру, несколько слов об инфарктах. Они настолько опасны, что на сотню вызовов по инфарктам миокарда около семидесяти больных умирают до приезда врача. В больницу попадает меньшая часть. Из них 10 – 15 процентов умирают в стационарах. И потом среди выписанных из лечебного учреждения инфарктников в течение первого года уходят в мир иной ещё до 10 процентов. Поэтому лучше заниматься предупреждением сердечных болезней, чем, как выразился известный россий-ский кардиолог профессор Аронов, играть в русскую рулетку с инфарктом миокарда.
А тем временем в кабинет вошёл высокий, широкоплечий и внешне совершенно здоровый молодой человек. Представился – Владислав, 27 лет. Работает наладчиком на моторном заводе. У парня гипертония, он по этой причине и от службы в армии освобождён.
– Так всё-таки люди какого возраста наиболее подвержены сердечным недугам?
– В целом, можно сказать, среднего возраста, – поясняет кардиолог. – Есть, правда, и подростки. Вообще население у нас очень нездоровое.
По данным медицинской статистики, за последние 10 лет смертность от сердечно-сосудистых заболеваний выросла в различных возрастных группах. Картина просто ужасающая – у молодых людей 20 – 24 и 25 – 29 лет прирост смертности оказался самым большим – 230 и 220 процентов соответственно! Он превосходит прирост смертности во всех других возрастных группах, даже у лиц старше 85 лет.
– Если человека вижу в первый раз, – рассказывает Татьяна Владимировна, – спрашиваю всё от начала до конца: жалобы, историю болезни, переносимость лекарств, сопутствующие заболевания, есть ли лекарственная несовместимость... Если видишь, что с человеком не всё в порядке, то и о семейных ситуациях. Может быть, ему нужна помощь психотерапевта. Поэтому первичный приём длится 30 – 40 минут.
Вот откуда берутся такие очереди к кардиологам. Ведь по нормам всё тех же чиновников от здравоохранения на одного пациента врач должен тратить лишь 20 минут. И задерживаются наши кардиологи после работы ежедневно на два, а то и три часа. Но разве больного, не осмотрев как положено, выгонишь из кабинета? Врачебная совесть этого не позволит никогда.
На столике в холле разложены специальные брошюрки, в которых содержатся различные полезные советы для сердечников – и по питанию, и по образу жизни. Народ, пока в очереди прохлаждается, хочешь не хочешь, а прочитает и что-то для себя обязательно полезное найдет. К примеру, людям с больным сердцем вообще лучше убрать солонку со стола, а вместо соли употреблять в пищу бессолевые специи. Салаты заправлять не жирным майонезом, а обезжиренным йогуртом. И чтобы похудеть, принимать пищу не менее трёх раз в день, не доводить себя до состояния голода, когда набрасываешься на еду словно тигр.
Доктор Сейранян – врач высшей квалификационной категории. Великолепный специалист, как охарактеризовал её главный врач медсанчасти шинного завода Николай Васильевич Ермаков. Умная, квалифицированная, с исследовательским стилем работы.
– Раз о вас так отзываются, то, видимо, вы свою работу любите?
– Не то слово. Мы как-то с Дарьей Александровной пришли к выводу, что даже если б денег совсем нам не платили, и то на работу ходили бы. И с пациентами нравится общаться, и кардиология – наука интересная. Движется вперёд семимильными шагами. А кардиолог должен быть в курсе всего самого нового в лечении сердца. Поэтому и вечером перед сном обязательно читаю специальную литературу. И мне это интересно.