– Вячеслав Анатольевич, скажите, пожалуйста, в чём, на ваш взгляд, причина роста онкологических заболеваний в Ярославской области?
– Причин несколько. Вопервых, сама жизненная среда, в которой мы находимся, способствует образованию раковых опухолей. Это неестественная пища, содержащая множество синтетических добавок и канцерогенов, асфальтовые испарения, которыми мы ежедневно дышим, выхлопы от автомобилей, отходы промышленных предприятий, в огромном количестве попадающие в атмосферу.
Вовторых, если раньше в СССР существовала система профосмотров, то в последние годы в плане профилактики онкозаболеваний практически ничего не делается. На одном из последних онкологических съездов, который проходил в РостовенаДону, приводились следующие цифры: из всех средств, выделенных на борьбу с онкозаболеваниями в европейских странах, 50 процентов идёт на профилактику, 30 – на диагностику и только 20 – на лечение. У нас в России на профилактику практически ничего не выделяется. Все денежные средства идут на диагностику и лечение.
Третья причина большого количества онкозаболеваний, в том числе, когда рак выявляется уже на поздних стадиях – инертность нашего населения по отношению к собственному здоровью. К сожалению, психология русских людей такова, что большинство наших сограждан готовы годами копить деньги на шубу или покупать дорогостоящую косметику, но ни за что не пойдут в диагностический центр, чтобы сдать анализ на онкомаркеры, хотя стоимость этого анализа меньше, чем импортного тюбика с губной помадой.
Или другой пример – у многих мужчин после 45 лет возникают различные расстройства. Вместо того, чтобы пройти обследование и выяснить их причину, наши мужики, наслушавшись телевизионной рекламы, бегут в аптеку покупать простамол. А ведь причиной этих расстройств может быть и рак. Пока они занимаются самолечением, драгоценное время бывает упущено.
– А какие диагностические возможности имеются в ярославских больницах для выявления онкологических заболеваний?
– В нашей областной клинической онкологической больнице есть отличная лаборатория, оснащённая оборудованием, которое позволяет определить основные онкомаркеры практически на любые онкологические заболевания. Ведет приём врачмамолог. Фирма «Эйвон» подарила нам передвижной и стационарный аппараты для диагностики. С передвижным аппаратом мы выезжаем в районы. К примеру, сейчас он проходит апробацию в Тутаеве. Стационарный аппарат работает в больнице. Разрешающая способность этой аппаратуры очень высокая, и есть случаи, когда мы выявляем какуюто патологию именно на ранней стадии, и тогда гарантировано успешное лечение. Буквально на днях мы прооперировали женщину, у которой размер опухоли был всего 8 мм. Диагностировать такую опухоль довольно сложно, но наша аппаратура даёт нам такую возможность. К тому же наша цель – не только диагностика самого рака, но и предраковых состояний. Мы можем провести диагностику любого органа – предстательной железы, лёгких, желудка, щитовидной и молочной желёз и так далее. Мы располагаем аппаратурой для довольно сложных исследований, таких как эндоскопия, колоноскопия, бронхоскопия. Поэтому, безусловно, если к нам будет обращаться больше людей и мы сможем выявлять эти болезни на ранних стадиях, то это будет способствовать снижению роста онкологических болезней в Ярославской области.
К примеру, сейчас у нас более тысячи больных раком предстательной железы, лечение которых очень сложное и дорогостоящее. Если бы эти больные пришли к нам на диагностику, когда их заболевание было ещё на ранней стадии, то и затрат на их лечение было бы меньше, и таких серьёзных последствий уже не было бы.
– Какова пропускная способность вашей диагностической лаборатории?
– По расчётам – это сто посещений в день, но уже сейчас у нас проходит в 2 – 2,5 раза больше людей. Хотя, как правило, поток пациентов распределяется очень неравномерно: основная масса идёт в начале недели, а в пятницу уже практически никого нет – видимо, люди уезжают на дачи. В принципе, мы имеем возможность принять ещё больше людей, мы всех приглашаем и никому не отказываем.
– Что бы вам хотелось усовершенствовать в системе диагностики?
– Самая серьёзная проблема, которая у нас есть по диагностике, связана с гистологической лабораторией. Гистологов и патоморфологов в Ярославле готовят мало, средних медработников и лаборантов вообще не готовят. Ситуация такова, что при большом количестве ставок на сегодняшний день работают только двое специалистов, поэтому у нас большая задержка с гистологическими заключениями. Сейчас отремонтировано здание, мы собираемся закупать современное оборудование для гистологической лаборатории. В ближайшее время будут развиваться лучевая диагностика, лучевая терапия. На днях мы получили дорогостоящий новый аппарат для лечения прямой кишки, шейки матки, который даёт возможность лечения опухолей внутренней локализации. Если раньше подобные опухоли мы облучали внешне, то теперь источник будет вводиться прямо в опухоль. Поступила хорошая дыхательная аппаратура и аппаратура для проведения бескровных операций. Но проблема в том, что не хватает специалистов обслуживать эти аппараты. В онкологии норма такая же, как и в терапии – 20 человек на врача. При этом не учитывается, что онкологические операции очень длительные – по 2,5 часа и более. При этом врач должен после двух операций в день ещё и осмотреть больных, выписать назначения, заполнить массу документов. Большая нагрузка ложится на врачей, что, конечно, осложняет работу.
– Какова динамика онкозаболеваний в Ярославле и области?
– Хотя мы и не являемся абсолютными лидерами, однако Ярославль входит в десятку регионов, лидирующих по количеству онкозаболеваний. При среднероссийском показателе 32 онкобольных на 10000 человек в Ярославской области этот показатель составляет 39,6. Одна из причин, которая даёт такую тревожную статистику, заключается в том, что в Ярославской области очень высок процент пожилого населения. Злокачественные опухоли проявляются в основном в 55 – 60 лет и по мере возрастания доли пожилого населения в области растёт и количество онкозаболеваний. К сожалению, приходится констатировать печальный факт, что ежегодно количество вновь выявленных онкобольных возрастает на 4 процента. В среднем в год мы выявляем 5500 новых онкобольных.
Бывают и резкие всплески заболеваемости. К примеру, такой всплеск наблюдался после чернобыльской катастрофы. Причём не только у людей, которые попали в зону бедствия, но и у тех, кто не выезжал за пределы Ярославской области, а просто поел колбасы, сделанной из привозного мяса.
– Какие виды онкозаболеваний преобладают в Ярославской области и насколько высока смертность от рака?
– В структуре онкологической заболеваемости ежегодно повышается удельный вес злокачественных новообразований кожи. В 2006 году он составил 14, 89 процента (в 2005 году – 13,88 процента), в цифровом выражении это 6,1 случаев на 10000 населения. На втором месте – рак молочной железы – 10, 36 процента. Показатель заболеваемости возрос с 7,5 на 10000 чел. в 2005 году до 7,74 в 2006. Рак желудка и лёгких занимает третье место – 10 процентов, показатель заболеваемости рака желудка – 4,13 на 10000 человек, рака лёгких – 4,14 на 10000 человек. На четвёртом месте рак прямой кишки – 2,2 на 10000 человек в 2006 году по сравнению с 2,0 в 2005м. И на пятом – рак шейки матки – 1,4 на 10000.
Что касается показателя смертности от злокачественных образований, то в 2006 году он повысился на 0,8 процента и составил 23,1 на 10000 человек. В структуре смертности рак желудка и лёгких занимает первое место – 14,9 процента – по этим заболеваниям трудно поставить диагноз, и они не очень хорошо поддаются лечению. Лечение и хирургическое, и лучевое, и терапевтическое даёт определённые осложнения. На втором месте рак молочной железы – 8,78, на третьем – рак ободочной кишки – 7,87 процента. По кишечнику также довольно трудно ставить диагноз, и он нелегко поддаётся лечению.
Удельный вес умерших в течение года из числа впервые выявленных составил 35 процентов. В структуре смертности и инвалидности злокачественные образования стабильно занимают третье место. В 2006 году признаны инвалидами первично 2322 человека. Из них третью часть составляют больные трудоспособного возраста.
Удельный вес запущенных стадий рака по Ярославской области составляет 28,4 на 10000 населения. По России этот показатель равен 23,3. Доля заболевших женщин превышает долю мужчин: в структуре заболеваний мужчины составляют 43,8, а женщины 56,2 процента. Заметное увеличение количества заболеваний наблюдается с возраста 45 лет и каждое следующее десятилетие прогрессирует. Пик заболеваемости приходится на возрастную группу от 65 до 70 лет. Детская заболеваемость невысока. В основном это врождённые болезни, переходящие по наследству. Как правило, дети страдают лейкозами.
– Если взять географию онкозаболеваний, можно ли выделить какието районы в Ярославской области, которые лидируют по количеству онкобольных?
– Наибольшая заболеваемость наблюдается в Большесельском районе и городе Ярославле – 50,1 и 45,7 на 10000 населения. В остальных районах показатели приблизительно одинаковые. Наименьшее число больных в 2006 году выявлено в Рыбинском районе – 27,3 на 10000 человек.
– Сколько операций в год было проведено в вашей больнице?
– Оперативная активность в 2006 году составила 4147 хирургических вмешательств. До объединения с городской онкологической службой операций проводилось в два раза меньше.
– В Ярославской области принята программа «Совершенствование оказания онкологической помощи населению на 2007 – 2009 годы». Как вы считаете, насколько она сможет решить проблемы онкологических больных?
– Главный плюс этой программы – строительство нового хирургического комплекса. Сейчас работу во многом осложняет то, что наши операционные, реанимации, кабинеты и поликлиника расположены в разных зданиях. Это очень неудобно – приходится много бегать, а главное, перетаскивать дорогостоящее оборудование, что может ему повредить. Если все службы будут сосредоточены в одном здании, работа будет намного эффективнее. Также по этой программе начало поступать новое оборудование, что даёт очень большой эффект, так как позволяет нам на ранних стадиях ставить диагноз, когда есть возможность затратить меньше денег на лечение и вылечить больного, а не отправлять его на инвалидность.
– Вячеслав Анатольевич, как вы считаете, что нужно делать для того, чтобы люди меньше болели раком?
– Люди болели, болеют и будут болеть, умирали и будут умирать. Это закон природы. Хотя, конечно, онкологические заболевания можно предупредить даже в случаях генетической предрасположенности к раку. Речь идёт о ранней диагностике, когда болезнь ещё можно вылечить.
Что касается профилактики раковых заболеваний, то это не только частное дело граждан, но и задача государства. Человек может бросить пить и курить, заняться оздоровлением, но есть факторы, которые от него не зависят, но тем не менее очень сильно влияют на здоровье. Хотя в целом здоровье человека зависит от медицины только на 15 процентов. Имеет значение, кем он зачат, как выношен, каким родился, в каких условиях живёт и развивается. Ритм жизни, воздух, питание, вода, среда обитания, характер работы – всё это влияет на здоровье. На Западе во многих станах государство берёт на себя заботу по созданию благоприятной среды обитания своих граждан.
Американцы тридцать лет назад, видя, что у них огромное количество людей с гипертонией, и они умирают от инсультов и инфарктов, ввели национальную программу по питанию. Они исключили из продажи все тугоплавкие жиры, жирное мясо, а сделали акцент на овощи, фрукты и молочные продукты. Через десять лет у них в два раза снизилось количество инсультов, инфарктов, патологий желудка, рака желудка и заболеваний толстой кишки. То есть, изменив характер питания, они добились значительного оздоровления нации. За границей практически везде идет непримиримая борьба с курением. У нас же молодежь повально курит, и никто не обращает на это внимание.
Поэтому, если мы хотим в России снизить число онкозаболеваний, нужна комплексная программа, принятая на государственном уровне, которая включала бы в себя все аспекты жизни человека, начиная от экологии и питания и заканчивая системой ранней диагностики онкозаболеваний.