Еще бы! Изменилось движение маршруток, троллейбусов, автобусов. Увеличилось время в пути на работу и домой, возникла масса неудобств. К тому же, мэрия и транспортники, сообщив через средства массовой информации об изменении маршрутов, почему-то не сочли нужным расклеить такие же объявления на остановках, и те, кто газет не читает и телевизор не смотрит, маются в недоумении, как быть?
В одном автобусе женщина даже схватилась за валидол, когда только в пути разобралась, что машина направляется в центр через «пятерку», а ей, бедняге, надо было в Дзержинский собес. Он находится на проспекте Октября в районе «Лакокраски», и пассажирке пришлось доезжать до «пятерки» и там пересаживаться в синий трамвай, который, что называется, через Рио-де-Жанейро довезет ее до нужного пункта.
Но все эти издержки – ничто перед тем, что же представлял из себя этот самый мост у моторного. От зияющих пустот в бетоне его пролетов мне, пользовавшейся этим путем дважды в день, задним числом, откровенно говоря, стало страшно. Да нам всем впору в церковь бежать и свечку Николаю Угоднику ставить за то, что не случилось беды!
Построен мост в 1959 году. И хотя дорожное его покрытие не раз ремонтировали, заглянуть так далеко вглубь, как сделали это сейчас работники мостоотряда № 6, еще никому не приходилось.
– Мост в аварийном состоянии, – комментирует ситуацию прораб Михаил Михайлович Авакин. – Дальнейшая его эксплуатация невозможна. Строился-то он в другое время и рассчитан был не на такие нагрузки, которые пришлись на него в последние годы. Нам предстоит теперь его полностью демонтировать и по сути заново возвести.
Мы подходим с ним к краю одного из пролетов, где работы уже начались. Шестидесятитонная бетонная балка, срезанная накануне, закреплена с двух концов специальными тросами, подвешенными к двум мощнейшим автокранам.
– Да это же целый танк, – говорит Авакин, указывая на машину, застывшую в ожидании команды. – Кран немецкий, фирмы «Липхен», такого в Ярославле больше нет. А вот этот 160-тонный – «Като», японский.
Прораб явно горд за свое дело и свою фирму – мостоотряд № 6 – известную далеко за пределами Ярославля. Вместе с ней Михаилу Авакину, выпускнику Ивановской государственной строительной академии, уже довелось строить мосты в Рязанской и Тамбовской губерниях, в Санкт-Петербурге, Московской области.
– Пальцев на руках и ногах не хватит, чтобы все их сосчитать, – смеется он. – К тому же, одинаковых мостов в моей жизни не было, их вообще не бывает одинаковых. Проект каждого особый, и стройка тоже.
Между тем, пока мы говорили, мастер Ярослав Александрович Павленко уже дал знак крановщикам Валерию Леонтьевичу Ионову и Анатолию Славомировичу Самсонову начать работу. Балка плавно приподнялась над пролетом.
– Видите, – говорит Авакин, – бетон не провибрирован, совсем иные задачи были у тех, кто строил этот мост. Да и возможности тоже...
Конечно же, ничего, кроме того, что металл в бетоне искорежен основательно, я заметить не успела, балка пошла вниз. Там ее уложат на специальные тележки и отвезут в сторону. Потом разрушат, и щебень еще послужит людям, укрепляя дорожное полотно. Рассказывая это, Авакин внимательно следит за происходящим.
Да и все, кто находится сейчас на мосту, сосредоточились. Непонятными постороннему жестами руки, словно десантник на спецзадании, Павленко руководит операцией. Что там? Майна? Вира? Все команды отточены и проверены, они прописаны в специальных СНиПАХ. Крановщики могут принимать их только от одного человека, и лишь стоп выполняется по первому требованию любого, следящего за операцией. Но это бывает только при нештатных ситуациях, а сегодня все идет нормально.
Через двадцать минут операция закончена. Однако на этот день запланировано вынуть еще три балки, переехать на другой пролет и начать его демонтаж. Мостовики сознают, как важен объект для города, как ждут его ярославцы.
Работают сейчас здесь 23 человека, все настоящие профессионалы. Трудятся круглосуточно, без выходных. В ноябре планируется мост сдать в эксплуатацию, но лично Авакин относится к срокам осторожно. Слишком ответственное дело, говорит.
Мост, между прочим, продолжает действовать. Та его часть, по которой ходят трамваи. Она была построена в 1979 году, и ее реконструкции пока в планах мостовиков нет.