Подъезжая к больнице со стороны Суздальского шоссе, мы увидели перед обрамляющим ее забором кучи песка и щебня. Картина не очень-то приятная взору. И поэтому первый вопрос, который задали главному врачу Юрию Николаевичу Тихонову, был, естественно, о них, ведь и люди тоже судачат, мол, не следит клиника за своей территорией. Не облагораживает ее! Но, как оказалось, территория эта к больнице никакого отношения не имеет. На ней расположена высоковольтная линия электропередачи. И в прошлом году осенью ЯГЭС приняла решение очистить ее от высоких деревьев. К слову сказать, которые и посажены-то были заботливыми руками медиков полвека назад. Но через пять десятков лет деревца выросли, и появилась угроза обрыва проводов. Поэтому от могучих зеленых гигантов вскоре остались лишь неприглядные пеньки. Тогда главный врач обратился к депутату М. А. Халтяну, и тот пообещал сделать здесь в дальнейшем парковку для автомобилей. На них сюда приезжают люди на различные обследования, родственники больных, пациенты дневного стационара... Машин скапливается такое количество, что порой перекрывают путь «скорой», когда каждая секунда, без преувеличения, на вес золота для жизни человека, к дверям приемного покоя. И только организация специальной стоянки и есть решение этого наболевшего вопроса. На территории же больницы разбиты прекрасные клумбы. Цветами по собственному почину занимается врач-логопед Людмила Александровна Тихонова. Она, улыбаясь, рассказывает: «Мы на даче все парники под цветочную рассаду заняли. Но там эту красоту увидят пять – десять человек, а здесь тысячи!» И труд этот по достоинству оценен – осенью 2006-го больница получила диплом «Ярославль в цвету», заняв третье, почетное место в общегородском конкурсе. Посильную помощь в деле озеленения оказывает больнице и ОАО «Новоселки», возглавляемое Юрием Александровичем Лазаревым.
Ярославская больница № 8 единственная в городе, где имеется нейрососудистое отделение на 60 коек, в котором лечатся больные с инсультом. А в Ярославле как крупном индустриальном городе число первичных инсультов и количество больных, перенесших инсульт, очень велико, и число вызовов «скорой помощи» постоянно возрастает: 2002 год – 1880 случаев, а в 2006-м уже 4028! Это тяжелые больные, у которых патология речи, двигательные нарушения, им требуются постоянный посторонний уход и экстренные консервативные или хирургические мероприятия. За год их пролечивается здесь от двух до двух с половиной тысяч, что составляет 50 – 60 процентов. Остальные сорок процентов лечатся на дому. Нет у клиники возможности госпитализировать всех. Коек не хватает. Их требуется не менее 120 – 150. Заболеваемость же из года в год растет. Мало того, она имеет тенденцию омоложения. Раньше инсульты случались у людей после 60 лет, а теперь и в 30, и в 25. Четыре-пять инсультов на тысячу населения в год. А эффективная система профилактики этого тяжелейшего заболевания отсутствует. Правда, с открытием отделения реабилитации, подчеркивает Юрий Николаевич, наметилась хоть маленькая, но все же тенденция к улучшению положения. Оно помогает разгрузить 3-е нейрососудистое отделение.
Заходим в одну из реабилитационных палат. Там всего шесть коек. Чистота. Под капельницей пожилая женщина. Узнав, что мы из газеты, охотно рассказывает о том, что с ней произошло. В новогоднюю ночь ей стало плохо, и так как телефон у нее был отключен, дети узнали, что с матерью беда, лишь второго числа. На «скорой» привезли в 3-е отделение. Шесть часов над ней тогда врачи «колдовали». И через полтора месяца она выписалась из больницы. Ее записали на повторное лечение и в назначенный срок, через три месяца, положили снова, теперь уже в реабилитацию. «Сейчас самочувствие лучше и уход здесь хороший»,– говорит она нам на прощание.
В 3-й неврологии в палате коек побольше, но чистота и порядок такие же. На самой первой от входа – старушка. За ней ухаживает дочь. Разговорились. Оказалось, что она, дочка Ирина Петровна Харитонова, постоянно живет в Москве. Однажды мама пошла на рынок и потеряла там сознание. Привезли ее в клинику как неизвестную и сразу начали оказывать помощь. Потом и дочери сумели сообщить.
– Я работаю начальником отдела Люберецкой налоговой инспекции и знаю, как относятся к таким пожилым больным в наших московских больницах. Мне бы пришлось мешок денег отдать за уход! Последние бы вытрясли. Здесь же меня никто не спросил, кем я работаю. И тем более денег. А уход за мамочкой да и за всеми словно за родными! Могли бы рукой махнуть, ведь ей 88 лет. Спасибо персоналу больницы от всего сердца! Спасибо!
– Это правда! – подхватывает Ольга Николаевна Петрова, которая тоже пришла навестить свою 81-летнюю маму. – Нет у нас никакой обиды ни на кого. От младшего персонала до докторов. Хотя ждали плохого отношения. Слухи! Готовы ко всему были. Теперь на личном опыте убедились, какое отношение тут к больным. Белье всегда чистое, даже если человек попал с улицы. Бомж. А ведь больные – лежачие, ну, сами понимаете... И кормят хорошо – котлеты паровые, курицу, рыбу дают, печень, много овощных блюд. На что у меня мама кочевряжка насчет еды, а здесь ест. Вечером, в полдник дают отвар шиповника... А Нина Семеновна Иванова из палаты № 33 словно итог всему вышесказанному подвела: «Здесь по сравнению с некоторыми больницами питание санаторное!»
Заметив около холодильника симпатичную кошечку, спрашиваю женщин из этой палаты: «Не доставляет ли она вам неудобства?» И они в один голос отвечают: «Мы ее любим! Кошка лечит! А она к тому же еще и чистюля, и умница: стоит вечером свет погасить, тут же уходит».
В коридорах и палатах то тут, то там можно заметить следы недавно сделанного ремонта.
– Мы из ремонта не выходим,– поясняет главный врач.– Закончен ремонт пищеблока, лаборатории, холлов. Сейчас проводим конкурс на выполнение ремонтных работ в 1-м неврологическом отделении, которые начнутся в ближайшие дни. А также ремонт в детской и взрослых поликлиниках. По национальному проекту «Здоровье» получили много оборудования – в лабораторию, функциональную диагностику и рентгеновскую службу. Однако проблем еще остается достаточно,– решил поделиться, пользуясь случаем, с нашими читателями своими заботами Юрий Николаевич Тихонов.– К примеру, не утверждена и не разработана целевая программа «Нарушения мозгового кровообращения» в соответствии с приказом Минздрава России. Бригады «скорой помощи» на сегодняшний день имеют возможность круглосуточно доставить пациентов данного профиля только в одно лечебное учреждение – МУЗ «КБ № 8», а так как процент экстренной госпитализации за последние годы резко вырос (с 18 до 45 – 46 процентов в 2006 году, а по ряду отделений – до 100 процентов), больница давно перешла в статус клиники по оказанию экстренной неврологической помощи больным с тяжелыми неврологическими и сосудистыми осложнениями. Это требует уже официального признания! Пропускная способность, исходя из имеющегося коечного фонда, постепенно возрастает, несмотря на сокращение коек: в 2004 году пролечено 1200 человек с инсультами, а в 2006-м при сокращении десять круглосуточных коек – 1703. Необходимо дальнейшее обсуждение порядка экстренной госпитализации пациентов с подозрением на инсульт с привлечением реанимационных отделений клиник города, где возможно оказание врачебной помощи в первые 3 – 6 часов и проведение необходимого обследования. В этот период можно провести лечение с максимальным эффектом.
Учитывая, что специализированных неврологических бригад «скорой помощи» недостаточно, нужно создавать школы для врачей первичного звена для отрабатывания тактики ведения больных с инсультом с помощью сотрудников медицинской академии Ярославля. Как воздух необходим современный ядерно-магнитный томограф, позволяющий в ранние сроки провести дифференциальную диагностику ишемического и геморрагического поражения головного мозга. Имеющийся у нас ЯМРТ (томограф), способный отдифференцировать геморрагический тип инсульта, при котором процент летальности самый высокий – 62, позволяет поставить правильно диагноз только на пятые сутки, когда «терапевтическое окно», а это эффективное лечение в шесть первых часов, уже закрывается. Поэтому, учитывая, что основной поток больных с подозрением на инсульт по «скорой» стекается со всего города в приемное отделение нашей больницы, самым рациональным является размещение томографа около приемного отделения в виде дополнительной пристройки, и график работы на этом оборудовании должен быть круглосуточный. А также важным моментом для снижения летальности при геморрагическом инсульте является организация на базе клиники экстренной нейрохирургической помощи. На сегодняшний день проблема хирургического лечения данной группы пациентов не решена совсем. Все перечисленное требует незамедлительных и срочных мер. Назрела острая необходимость принятия городской программы «Улучшение оказания медицинской помощи для больных с нарушением мозгового кровообращения». И еще, для того чтобы система работала, надо больных с группой риска – по гипертонии, с сахарным диабетом, васкулитами, нарушением липидного обмена – взять на учет и провести анализ, сделать регистр и наметить план диспансерного наблюдения. Всем вместе: терапевтам, эндокринологам, кардиологам... Тогда риск возникновения инсульта будет значительно снижен.
В Ярославской области, как, впрочем, и по всей России, каждые полторы минуты у кого-то впервые случается инсульт. Нередко с летальным исходом. А 80 процентов выживших остаются инвалидами. Это серьезная медицинская и социальная проблема, с которой в одиночку ярославской больнице № 8, конечно же, не справиться. И за сухими цифрами – жизни людей, наших с вами земляков, а иногда и родственников... Подумайте об этом!