Многие рабочие, получая мизерное вознаграждение за свой труд, пользуются в качестве придатка к жалованью хозяйственным столом. Господин Кузнецов ухитрился довести кормление рабочих до удивительной степени дешевизны. Продукты, предназначенные на рынке к уничтожению за их полной испорченностью, скупались господином Кузнецовым и ими кормились рабочие фабрики.
Скоромными днями рабочих кормили щами с таким мясом, которое другой сердобольный хозяин постесняется предложить своей собаке. Постными же днями пища, подававшаяся рабочим, представляла из себя сплошь и рядом какуюто зловонную жидкость, разобрать состав которой было очень трудно.
На страстной неделе благочестивый православный хозяин кормил своих рабочих одними только грибами, забракованными на рынке, как совершенно непригодными для кормления «порядочных» людей. В грибах было столько червей, что, несмотря на голод, рабочие отказались их есть и потребовали себе другой пищи, в которой им было отказано.
На следующий день, по приказанию хозяина, грибы были изрублены очень мелко, чтобы не было видно червей, и рабочим было объявлено, что это новые грибы. Но предательские черви всплыли снова на поверхность пищи, и рабочие, снова отказавшись от такой пищи, голодали.
Согласно требованию фабричного устава, на фабрику господина Кузнецова иногда заглядывает доктор, но ему, обыкновенно, еще в конторе заявляют, что больныхде, никого нет. Если доктор и пропишет больному рабочему рецепт, то лекарства по нему никогда не покупаются, ибо это вызывает лишний расход для хозяина.
Делает перевязки рабочим и вообще медицинскую помощь оказывает простой служащий, познания которого в медицине подлежат большому сомнению. На все просьбы рабочих об улучшении своего тяжелого положения хозяин отвечает одно: «Кому не нравиться – за ворота».
Конечно, при ужасающих размерах у нас безработицы, кандидаты в голодающие будут работать и при таких варварских условиях, но господину Кузнецову не мешало бы помнить, что он считается христианином.
РОМАНОВОБОРИСОГЛЕБСК. Часть рабочих Товарищества Романовской мануфактуры решила праздновать 1 мая. Собралось более 100 человек. Решив снять работающих товарищей, они отправились к фабрике.
Когда была остановлена смена, явилась администрация из трех лиц. Они приглашали желающих встать на работу. Один из приглашателей, механик Иванов, употреблял выраженьица, вроде: «Если не хотите работать, так убирайтесь к черту», но рабочие твердо стояли на своем. Они требовали остановить фабрику.
Наконец, администрация, предварительно поторговавшись, решила остановить фабрику. Когда фабрика была остановлена, рабочие с пением и флагами, на которых были следующие надписи: «1 мая» и «Восьмичасовой рабочий день», устроили торжественную манифестацию по городу.
Никаких столкновений с полицией не было. Манифестантов шло более 2000 человек. Пройдя городом, рабочие вышли в поле, где и был устроен митинг. Говорилось преимущественно о празднике труда. Митингом была вынесена резолюция – наказ депутату Зурабову с требованием восьмичасового рабочего дня и т. д. Митинг закончился пением песен.
НА ФАБРИКЕ ЯРОСЛАВСКОЙ БОЛЬШОЙ МАНУФАКТУРЫ. Дворовые возчики до Пасхи на работу выезжали в
6 часов утра и кончали в 6 часов вечера, причем рабочее время у них распределялось в следующем порядке.
С 6 часов утра возчик работал до 11 часов дня без перерыва, затем наступал обед, время которого продолжалось 2 часа 40 минут, и уже потом он работал тоже без всякого перерыва до 6 часов вечера.
Ныне, с Пасхи, время возчикам прибавлено 2 часа, т. е. окончание работ назначено вместо 6 часов вечера в 8 часов вечера без всякой прибавочной платы жалованья.
Таким образом, возчику приходится пробыть на работе почти 11 часов, довольствуясь одним только обедом, без всякого завтрака, постоянно под открытым небом и в жаркий солнечный день и в сильный ливень.
1 мая сего года на фабричном дворе на фабрике ярославской большой мануфактуры. в 10 часов вечера рабочие, живущие в жилых рабочих корпусах № 5 и 6, вышли на улицу в количестве 750 человек. Соединившись в одну группу, они стали петь политические песни, «марсельезу» и другие.
Городовые, стоящие на постах, увидя это, стали свистеть. Спустя минут десять на двор прискакали казаки в полной боевой готовности, явились толпы городовых, которые кучками, человек по десять, шныряли по двору.
Рабочие, увидя приближающихся казаков и городовых, ушли в корпуса, откуда стали кидать в казаков камнями и запели в казармах «марсельезу». Песни были слышны всю ночь, а казаки дефилировали по двору вместе с городовыми.
Весь день 1го мая на фабрике работало человек 80, почти одни женщины и несколько стариков.
Номера «Северного курьера» предоставлены ГАЯО.