– От торакального, от которого, собственно, оно и отпочковалось, был унаследован тот огромный опыт в отрасли кардиохирургии, над которым много лет трудился замечательный коллектив, возглавляемый одним из лучших хирургов в истории областной больницы Эдуардом Плешковым, – рассказывает заведующий кардиохирургией Александр Гридин (на снимке). – Нельзя также не упомянуть имена других прекрасных врачей, профессионалов наивысшего класса, воспитавших целую плеяду молодых талантливых хирургов, – профессора кафедры хирургии медакадемии Татьяну Петренко, профессоров Валентина Никитина, Петра Михайлова, академика Эдуарда Перельмана... О них и многих других действительно с большой буквы врачах необходимо рассказывать отдельно. Ведь по законам эвклидовой геометрии, только проведя черту между прошлым и настоящим, мы можем предугадать будущее, в том числе и нашей кардиохирургии.
Неутешительная статистика
Как и во всем мире, среди заболеваний, которым подвержены жители Ярославской области, уже много лет лидируют сердечнососудистые. К примеру, семь из тысячи младенцев сегодня появляются на свет с какимилибо врожденными пороками сердца. По самым скромным подсчетам, от 70 до 80 малышей ежегодно нуждаются в хирургической коррекции врожденных аномалий и пороков.
Заболеваемость ишемической болезнью сердца составляет около 5 тысяч пациентов в год. Приблизительно 70 тысяч человек постоянно находятся на учете у кардиолога. Ежегодно регистрируется более трех тысяч новых случаев острого инфаркта миокарда. Наиболее сложным и трудно поддающимся лечению осложнением этих недугов являются различные нарушения сердечного ритма, встречающиеся у 70 – 75 процентов данных больных, из которых 350 – 400 необходимо оперировать.
Наиболее многочисленная армия, в перспективе планируемая на «санацию», – это так называемые коронарные больные. В год их ожидается не менее двух тысяч, но на первых этапах оперироваться будут наиболее тяжелые из них – 500 – 600 человек, причем большая часть методом мало травматичным. Хирурги отделения планируют делать с 2008 года приблизительно по 150 операций людям с врожденными и приобретенными пороками сердца при помощи аппарата искусственного кровообращения. И это не считая трехсот операций по имплантации электрокардиостимуляторов, операций по поводу пароксизмальных тахикардий...
Таким образом, в целом в кардиохирургическом специализированном лечении в стационаре, по самым скромным подсчетам, нуждаются около 1000 человек в год. Это, выражаясь словами заведующего отделением, «не голословное желание, а абсолютно исторически обоснованная расстановка сил».
Дома и стены лечат
«На пороки» уже сейчас записаны 50 больных. Одна из них – ростовчанка Надежда Осминина свой выбор оперироваться в Ярославле, а не в Москве объяснила так: мол, сами знаете, какое отношение в столичных больницах к пациентам с периферии. Сказки это, что лечение бесплатное. Недавно приятельнице Надежды Дмитриевны там сделали операцию. И той пришлось отдать 300 долларов медперсоналу за уход. Иначе к тебе никто не подойдет.
А если приплюсовать благодарность врачу опятьтаки в долларовом эквиваленте, да проезд туда и обратно, да оплату проживания родственников, то «бесплатное» лечение в довольно кругленькую сумму выливается. Не для каждого подъемную. Да и морально человеку легче, когда он окружен заботой близких и родных, в таких условиях здоровье восстанавливается быстрее.
Еще одна пациентка кардиохирургического отделения – 72летняя Ираида Михайловна Максимова из поселка Константиновский Тутаевского района поделилась с нами самым сокровенным – она не сегодня завтра ждала конца. Сердце ее билось 35 ударов в минуту, того и гляди, совсем остановится. А по данным все той же медицинской статистики, больные с брадикардией после констатации диагноза «полная предсердножелудочковая блокада» независимо от того, острый это инфаркт миокарда или миокардит, действительно в 50 процентах случаев погибают в течение года. И очередь на электрокардиостимуляторы постоянно растет. Причем страдающие этим недугом люди в любой момент могут потерять сознание где угодно, упасть прямо на улице и больше никогда не подняться.
Ираиду Михайловну на «скорой» привезли в кардиологию тутаевской центральной районной больницы, откуда во второй половине февраля она в тяжелом состоянии поступила в Ярославскую областную клиническую больницу, где ей имплантировали кардиостимулятор.
– Я так боялась, – рассказывает она,– ведь инородное тело внутрь внедряется, не думала, как говорится, не гадала, что сюда попаду, но теперь я очень хорошо себя чувствую. Очень! И от всего сердца благодарна хирургу Андрею Валентиновичу Евгеньеву. За жизнь, что мне продлил!
В борьбе за здоровье нет мелочей
В наш разговор тут же включаются еще две пациентки кардиохирургии – Мария Николаевна Коваль из поселка Шурскол Ростовского района, искренне считающая, что «попала сюда как в рай», и участница Великой Отечественной войны Валентина Андреевна Горбачева из Ярославля, полежавшая за свою долгую жизнь во многих ярославских больницах, но нигде раньше не видевшая такого сердечного отношения медицинского персонала к недужным людям. Исключительно всех – от заведующего, для которого его отделение ну просто дом родной (его частенько можно увидеть и в выходные дни на рабочем месте) и который заражает своим энтузиазмом других врачей, до сестричек и нянечек.
А мебель здесь какая! А телевизоры в каждой палате! Мелочь, казалось бы, но ведь в борьбе за человеческую жизнь и здоровье мелочей, как известно, не бывает. А кормят как!
– Наедаемся, хватает, и родным с термосами и кастрюльками за десятки километров ехать не нужно, – рассказали женщины и наперебой начали расхваливать своего лечащего врача Дениса Розанова.
Этот молодой, но очень внимательный доктор, по их словам, «врач от Бога, и ему «при живности» надо памятник ставить». Не менее рьяные «поклонницы» сразу после операции появляются и у третьего хирурга отделения, самого молодого, но энергичного, характеризующегося, по словам Гридина, быстротой принятия решений, Ивана Староверова.
86летней Татьяне Владимировне Шило из Семибратова Ростовского района он имплантировал стимулятор. Причем подобную операцию женщина уже перенесла 8 лет назад, но после того, как неудачно упала, ей понадобилась срочная замена поврежденного аппарата. Бабулечка, как говорится, на себе смогла испытать и сравнить два на первый взгляд одинаковых хирургических вмешательства:
– В первый раз мне было очень больно, а сейчас ничего не почувствовала и силы ко мне быстро вернулись, – сказала она. – Руки у Ванечки (я могу так о нем говорить, ведь он мне во внуки годится), без сомнения, золотые!
Кардиохирургия нуждается в помощи
На сегодняшний день врачи кардиохирургического отделения сделали около 400 операций, и из них по установке кардиостимуляторов рекордное количество – 220 за 2005 год. В момент поступления бесплатных стимуляторов работу центра можно без преувеличения сравнить с конвейером, конечно же, в хорошем смысле – по две, а то и три операции в день.
К сожалению, отделение реализует пока свои возможности лишь на 30 процентов. По вполне объективным причинам. Например, своей очереди на имплантацию бесплатных аппаратов ждут сейчас 270 жителей области. Но когда они поступят в отделение, зависит от финансирования. С 1995 года обеспечение этими продлевающими людям жизнь устройствами возложено Минздравом РФ исключительно на плечи местных бюджетов. А если учесть, что стоимость одного только стимулятора отечественного производства – около 20 тысяч рублей, а импортного от 80 тысяч, то прикинуть, в какую копеечку это удовольствие встанет, очень легко. И наш областной бюджет, хоть и старается изо всех сил, естественно, с задачей этой справляется лишь на 20 – 30 процентов.
– Мне очень хочется во всеуслышание заявить, – пользуясь случаем, делится с читателями наболевшим Александр Гридин, – наша кардиохирургия нуждается в вашей, граждане, помощи. Я, как продюсеры хоккея и футбола, хочу крикнуть: болейте за нас на всех уровнях власти! Не только финансовая поддержка и коренной пересмотр вопросов обеспечения кардиохирургии помогут ее както сдвинуть с места, но и политика областного и городского правительств, которые должны лицом повернуться к важнейшей отрасли здравоохранения.
Наша область по своим очертаниям очень похожа на сердце. И у Гридина возникла идея – принять ее географические контуры, добавив «вырывающуюся из Рыбинского водохранилища аорту», за эмблему его отделения. И думается, такое совпадение не случайно и в какойто степени знаково. Оно обязывает нас всех быть внимательными к проблемам нашей кардиологии и кардиохирургии.