Красивое название нового прибора определяет его главную особенность. Это, естественно, не скальпель как таковой. Он похож скорее на сварочный аппарат, только вместо токов высокого напряжения здесь используется звук определенной частоты. Именно он позволяет оперировать любые органы, в том числе и те, операции на которых приводили к большим кровопотерям пациента и по этой причине часто завершались либо летальным исходом, либо очень тяжелым послеоперационным периодом. В наибольшей степени это относится к печени и легким. При традиционных операциях на печени пациент терял от одного до полутора литров крови.
Вчера бригада хирургов, в которую входили главный врач больницы Николай Ахапкин и Александр Полещиков, провела резекцию (удаление) доли печени у пациента, которому операция, проведенная по обычной методике, помочь не могла бы уже в принципе. За все время проведения вмешательства пациент потерял около 60 миллилитров крови.
Днем ранее прошла операция резекции желудка у семидесятипятилетнего пациента. В настоящее время он находится в реанимационном отделении, и заведующий отделением реанимации и анестезиологии Дмитрий Лилеев дал весьма благоприятный краткосрочный прогноз прооперированному пациенту. Если при проведении операций по классическим методикам человек ежедневно терял по 400 – 500 мл биологических жидкостей через систему дренажа (в течение нескольких дней, а то и недель после операции), то у этого пациента отделяется 40 – 50 мл.
Новый агрегат обошелся областному бюджету в миллион рублей, но экономический эффект от его внедрения с лихвой перекроет затраты. Речь, естественно, не об экономии шовного материала (хотя и о нем тоже – гармонический скальпель позволяет «заварить» просвет сосуда без внедрения в организм пациента инородных тел). Новые хирургические технологии позволяют отойти от «военной хирургии» (как выразился заведующий колопроктологическим отделением больницы Валерий Шевелилов) и перейти к хирургии щадящей, позволяющей сохранить пациенту не только жизнь, но и возможность активной деятельности на протяжении многих лет.
Взять ту же колопроктологию. По словам Валерия Викторовича, здесь делается довольно много операций по поводу рака прямой кишки. Изъятие большой ее части приводит к серьезной кровопотере, поскольку связано с рассечением множества мелких сосудов, каждый из которых перевязать невозможно в принципе. Тут еще нужно учитывать, что пациенты у онкологов, как правило, полнокровностью не отличаются и такая кровопотеря сама по себя является серьезной угрозой жизни. В случае же использования гармонического скальпеля кровопотеря сводится к минимуму, как и риск получения послеоперационных осложнений.
– Говоря честно, руки у нас немного дрожали, – признался после операции Николай Ахапкин, – всетаки оборудование новое, и работали мы на нем впервые. Но уже во время второй операции почувствовали, насколько эффективнее стала наша работа. Мало того, что вся операция прошла практически без потери крови пациентом, так еще и на самую сложную и ответственную часть работы мы потратили всего двадцать минут. Если бы оперировали по старым методикам, при самом благоприятном раскладе потратили бы часа полтора.
У директора клиники Александра Сенина – свои задачи. Вопервых, он хотел бы видеть подобные устройства во всех своих операционных. Вовторых, его серьезно волнует стабильное финансирование закупок расходных материалов, поскольку одноразовый электрод к тому же гармоническому скальпелю стоит около четырехсот евро. Располагать аппаратом, которого сегодня нет и в федеральных клиниках, и не иметь возможности задействовать его со всей эффективностью было бы расточительно.
Сегодня областная онкологическая больница запускает хирургический лазер, а еще через несколько дней – аппарат для радиочастотного разрушения опухолей. В первом хирургическом отделении уже работают новые аппараты для искусственной вентиляции легких, позволяющие пациенту без вреда для собственной дыхательной системы проводить на операционном столе до восьмидевяти часов. На все это областной бюджет выделил только в уходящем году несколько миллионов рублей. И это только один кирпичик в здании новой онкологической службы области.
В целом же ее контуры обрисовала вицегубернатор Ирина Скороходова, непосредственно курирующая программу «Онкология». Она пояснила, что сегодняшние вложения в модернизацию и переоборудование онкологической больницы являются прямыми затратами областного бюджета. Но уже с 2007 года для нашей области открывается кредитная линия на 1,5 млрд. рублей сроком на четыре года. Эти средства, существенные в масштабах области и не особенно большие в свете стоящих перед нашим регионом задач, предполагается потратить не только на переоснащение имеющейся клиники, но и на строительство нового хирургического корпуса, полностью соответствующего мировым стандартам.
– Онкология помолодела, – сказала вицегубернатор, – и поэтому сегодня необходимо не просто избавить население области от очередей на проведение операции (эту задачу мы уже практически решили за счет более эффективной организации работы), но и выявлять онкопатологии на самых ранних стадиях. Чтобы после хирургического вмешательства человек мог жить активно и приносить пользу себе и обществу.
Кстати, Ирина Ильинична развеяла опасения медиков по поводу расходных материалов к новому оборудованию, заметив, что в новом году все расходы на эти цели заложены в бюджете. Что же до года уходящего, то в нем осталось считанное количество дней, в течение которых медики пока поработают с расходными материалами, имеющимися в комплекте нового оборудования.
Естественно, что полтора миллиарда рублей – деньги весьма серьезные, и уже сегодня приходится думать о том, как их отдавать. Но условия кредитной линии для области вполне щадящие (так, в наступающем году бюджету предстоит выплачивать только проценты по кредиту), да и взглянуть на этот вопрос можно поразному. Тот же бесплатный проезд на общественном транспорте, вокруг которого уже сломан целый лес копий, обходится областному бюджету в 500 млн. рублей ежегодно. За четыре года набегает даже больше, чем сумма кредита для реализации программы «Онкология».