Встретивший нас Сергей достал несколько альбомов со старинными бумажными деньгами. Мы рассматривали знаменитые лица изображённых на них императриц и императоров, а они строго и надменно смотрели на нас.
А мальчик-девятиклассник с азартом рассказывал и показывал, что означают выпушки, шнуры, эполеты, ордена на их мундирах и роскошных декольтированных платьях. Это были причудливо изображённые известные всем особы: Пётр I, Александр I, Александр III, Елизавета, Екатерина II, атаман Платов... Странные денежные знаки временного правительства, оккупационные жетоны 1916 года, Георгиевская лента. Металлические монеты разного времени, небольшая коллекция наград. Среди них две отцовских – орден Красной Звезды, монгольский – Трудового Красного Знамени.
Вот тогда не меньше, чем эти монеты и награды, заинтересовал нас сам профессор Евсей Куприянович Александров. Оказалось, что род Александровых – из староверов, что начальное образование будущий профессор получил, работая приказчиком в Питере, а юность свою провёл в плену у немцев в Восточной Пруссии. Два раза бежал, хорошо изучил немецкий язык, что потом не раз откликалось на его репутации – «немец», «иностранец».
А он поступил в Томский университет, работал в Кемерово, налаживал авиасанитарную службу в Новосибирской области, был заместителем главного врача в госпитале для раненых на Халхин-Голе. А в сороковые годы возглавлял госпиталь под Костромой, в Галиче, через него прошло десять тысяч раненых сначала советских, а потом военнопленных немцев. Кстати, нынешний уже профессор Сергей Евсеевич Александров тоже неплохо знает немецкий – это отец в своё время «прикрепил» его к выздоравливающему обер-лейтенанту на учёбу. И потом коллеги-иностранцы нередко изумлялись – откуда у профессора саксонский акцент и обилие крепких солдатских словечек.
В 1948 году отец обосновался в Ярославле, стал заведовать кафедрой акушерства и гинекологии в мединституте, съездил в монгольскую командировку. И всячески поощрял интерес сына к истории, к прошлому ярославской стороны. Но сын оканчивал школу, оба думали о его будущем. Наверное, отцу всё же очень хотелось видеть в сыне продолжателя своего дела. И он сделал неожиданный шаг – взял Сергея на операцию по трудным родам. Появление нового человечка потрясло школьника, готовящегося стать студентом. В результате выбор был сделан. Сын пошёл по дороге отца.
По окончании мединститута Сергей два года по распределению проработал в Курбской районной (тогда существовал такой район) больнице. И это при наличии отца, заведующего кафедрой! Ему приходилось совмещать работу главного врача и акушера-гинеколога, а порой и офтальмолога, хирурга, дерматовенеролога и психиатра. Полученный опыт бесценен. Но и само решение заняться такой работой многое говорит о человеке.
Возвратившись в Ярославль, Сергей Евсеевич стал работать акушером-гинекологом в медсанчасти шинного завода. В 1965 году он защитил кандидатскую диссертацию, будучи практикующим врачом. Событие по-настоящему редкое, если не единственное.
Теперь Сергей Александров доктор медицинских наук, автор более шестидесяти научных работ, заслуженный врач РФ. Награждён знаком «Отличник здравоохранения», является председателем Ярославского отделения Российской медицинской ассоциации, почётным профессором Ярославской медицинской академии. Ему только что исполнилось 80 лет.