Дашу здесь знают хорошо, она не первый раз на лечении. Именно в «Скобыкине» девочка взяла в руки букварь и прочитала его весь. Сейчас она уже пятиклассница. Учится легко, с удовольствием. Первая бежит на урок, сказала Марина Николаевна. Бежит – это значит быстро переползает из комнаты в комнату.
Даша из сельской глубинки. Самый близкий друг – огромная собака, «полуволк», считает Даша. У нее удивительно красивая, образная, правильная речь. Девочка воспитана так, как будто ее там, в деревне, окружают гувернантки. А между тем в семье с ней некому заниматься, будущее печально.
Даша на редкость талантлива, ее бы в другие условия. Она пишет стихи. Гарри Поттер добирается и до Дашиной деревни – девочка прочитала уже четыре тома. «Волшебник Изумрудного города» ей тоже хорошо знаком, но его чудеса ей кажутся примитивнее и грубее...
С девочкой надо заниматься, а кто это будет делать в деревне? Если санаторий закроется, Даша потеряет целый мир.
Психоневрологический санаторий «Скобыкино» открылся в 1958 году для реабилитации детей с поражением центральной нервной системы. Размещается он на берегу Волги, на деревенской даче бывшего первого секретаря обкома партии. Здесь сейчас лечатся тридцать детей от года до 16 лет. Смена – по три месяца. Работают тут специалисты высокой квалификации, безгранично любящие этих несчастных, обиженных судьбой детей.
С особо тяжелыми больными принимают и одного из родителей. Чаще всего, к сожалению, трагедия становится не по силам отцам, они уходят из семей, поэтому занимаются с ребятами матери и бабушки. Медицинские работники обучают их уходу за детьми, развитию их интеллекта. Главное условие успеха, объясняет им при первой встрече главный врач Людмила Васильевна Мартьянова, – мы должны стать партнерами.
О детском церебральном параличе я слышала два противоположных мнения медиков. Первое – нет смысла бороться с непобедимым врагом (что, оставить на произвол судьбы тысячи детей?). Другое – начинать диагностику и лечение с раннего возраста (и добиваться «социализации», улучшения уровня жизни больных).
У нас в области 600 детей с ДЦП. Лечение и реабилитация их очень дороги, родителям это просто не по карману: пациенту требуются лечебная физкультура, массаж, занятия в антигравитационных костюмах, лечебная верховая езда, дорогостоящие медикаменты...
И каждый первый шаг ребенка в «Скобыкине» расценивается как победа надежды и сострадания. Самые современные методики по ЛФК, нев-рологии, психиатрии, физиотерапии изучали специалисты санатория в Москве и Санкт-Петербурге, в реабилитационных центрах России.
Людмила Мартьянова умеет находить общий язык с людьми, тоже одержимыми желанием помогать больным детям. Институт космической медицины практически подарил «Скобыкину» пятнадцать костюмов «Адели», разработанных специально для детей с ДЦП. Отделение Российского детского фонда поддерживало начинания главврача и на День защиты детей нынче подарило первую в России компьютерную систему «Аккорд» для лечения мышц электротоком. Спонсоры и друзья выделяют средства на ремонт здания, на первоклассное оборудование. «Скобыкино» ни копейки не попросило из городской казны. Наоборот, открыв свой сайт в Интернете, привлекло к себе внимание мировой общественности. В санаторий стали обращаться за опытом. К Мартьяновой ехали зарубежные коллеги, ее приглашали в Болгарию, Англию. Дважды Людмила Васильевна со своей командой подолгу работала в США. Здесь случилась такая история. На методической конференции в Чикаго Мартьянова выступала последней, опасалась, что публика к тому времени разой-дется. Но закончила свой доклад и демонстрацию слайдов под восторженные аплодисменты – зал встал и устроил ей овацию.
Зимой в «Скобыкине» побывала профессор биомеханики из Тегерана. Три дня провела она в санатории, внимательно приглядываясь к работе персонала и детям. Потом попросила принять двух док-торов на практику. Сейчас они с интересом изучают опыт коллег.
Все эти удачи, оплаченные тяжелым трудом, не были оценены чиновниками от медицины. Таинственным образом растаяли деньги, выделенные на строительство нового корпуса, пошли тревожные слухи о закрытии санатория, о реструктуризации его в отделение детской больницы, о сокращении ставок главного врача и бухгалтера, хотя самой Людмиле Васильевне управление здравоохранения предложило подготовить концепцию нового подразделения.
Встревоженные родители больных детей обращались в различные инстанции – толку не добились. Наконец двое из них нелегально прошли на презентацию книги «Ярославна», где почетным гостем была Валентина Терешкова, изловчились передать ей письмо.
А у детей в «Скобыкине» праздник – «Прощание с осенью». Рассыпаны на полу свекла, картошка, морковь. Идет соревнование – кто быст-рее подберет овощи, лучше сосчитает. В один хоровод встают дети, врачи, санитарки, родители. Такой островок надежды на Волге, в пригородном лесу.
Доброжелательно настроенные специалисты считают, что в «Скобыкине» ярослав-ская медицина сделала блестящий рывок в XXI век. И так же, как я, не понимают, почему бы не гордиться нам этим, не поддер-живать всячески. Почему надо разрушить достигнутое?