Такое недвусмысленное соревнование с Управлением внутренних дел в очередной раз демонстрирует, насколько сталкиваются интересы двух ведомств. Во-первых, они пересекаются в расследовании одних и тех же категорий преступлений. Впрочем, полномочия Следственного комитета расширяются. Так, с 1 января 2012 года все преступления в отношении несовершеннолетних и совершённые несовершеннолетними будут подследственны только Следственному комитету. К нему же перейдут все так называемые коррупционные дела.
Во-вторых, следственное управление активно проводит «чистку» самих правоохранительных органов. Из 17 дел о коррупции, вынесенных на пресс-конференцию, 8 возбуждено в отношении сотрудников органов внутренних дел и работников «родственных» структур. Вот образцы типичных преступлений, о которых рассказали журналистам на пресс-конференции.
Бывший начальник отделения ГИБДД ОВД Большесельского района 46-летний Валентин Карман обвиняется в получении взяток и в служебных подлогах. Инспекторы дорожно-патрульной службы областной ГИБДД – взятка с вымогательством. Сотрудники Следственного изолятора № 1 в Ярославле – мошенничество с ущербом государству 500 тысяч рублей. Заместитель начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Ярославлю Алексей Баев – превышение должностных полномочий. (Он подозревается в сборе и использовании в личных целях информации, составляющей банковскую и коммерческую тайну.) Начальник милиции общественной безопасности ОВД по Угличскому району 36-летний Денис Грезнев – покушение на взятку и превышение полномочий.
Грезнев требовал взятку в 5 тысяч рублей у рыбаков, незаконно ловивших рыбу. Получив согласие, он отправился домой к одному из них. Дома рыбак предложил уладить дело миром, объяснив, что записал разговор на диктофон. Однако Грезнев, «с целью сокрытия должностного преступления» попытался отобрать диктофон и начал душить собеседника. А рыбак-то оказался сотрудником УФСИН! «Ситуация нехорошая», – пояснил Олег Липатов.
И, наконец, бывший начальник Исправительной колонии № 8 Сергей Кофанов осуждён за злоупотребление должностными полномочиями, а в просторечии – за «откаты». В июле 2009 года Кофанов ремонтировал теплотрассу родного учреждения. Чтобы не запрашивать котировок цен на проведение работ, он разделил объём работ на две части по 99 тысяч 950 рублей каждая. Затем заключил два договора с ООО «ПКФ «Основа», с каждого из которых потребовал «откат» в 30 тысяч рублей. Ремонтные работы, как водится, были выполнены не полностью.
Из других коррупционных дел наиболее познавательно уголовное дело в отношении бывшего заместителя мэра Ярославля по вопросам градостроительства Владимира Смирнова. Это единственный крупный чиновник (правда, бывший), попавший в поле зрения следственного управления. Пока ему инкриминируется всего один эпизод, который квалифицируется как халатность. А именно: в апреле 2009 года чиновник не расторг договор аренды на находящийся в государственной собственности земельный участок с ОАО «Металлоторг» и не объявил аукцион на право заключения нового договора. (Условия договора были нарушены арендатором.) Вместо этого он дал распоряжение своим подчинённым переоформить договор на этот участок с ОАО «Металлоторг» на ООО «Металлоторг». Учредителями этих организаций было одно и то же лицо. Ущерб городскому бюджету от действий Владимира Смирнова составляет более 5 млн. рублей. На вопрос журналистов, мол, как же так, почему Смирнову инкриминируется такая мягкая статья – «халатность» – вместо более жёсткой – «хищение», руководитель следственного управления заявил, что, скорее всего, это не единственный эпизод. Дело ещё будет расширяться и не исключено, что не ограничится только халатностью. Хотя «такие дела рассматриваются долго и не по нашей вине».
Интересное продолжение получило громкое дело о томографах, по которому ущерб бюджету РФ только по Ярославской области составил 64 млн. рублей. Как сказал Олег Липатов, «вы, наверное, не поверите, но областные чиновники здесь ни при чём». Схема мошенничества была разработана без участия правительства области за 3 – 4 месяца до аукциона. В настоящее время обвинение в мошенничестве предъявлено генеральному директору одного из коммерческих обществ в Москве, который находится в международном розыске. Он, его брат и неустановленные лица из фирм «Тошиба Медикал Системз Европа» и «Тошиба Медикал Системз» договорились о поставке в Ярославскую область томографов по завышенным ценам и предоставлении рабочей группе департамента государственного заказа ЯО ложных сведений о среднерыночной стоимости томографов. По словам Олега Игоревича, обман аукционных комиссий возможен, так как «94-й закон позволяет формировать условия аукциона самим участникам без участия проводящих аукцион», а именно, устанавливать цены и число участников.
Схема мошенничества была примерно одинакова по всей России. Сейчас в субъектах РФ возбуждено 74 дела о томографах. В нескольких регионах, например, в Республике Коми, чтобы «ввести в заблуждение» аукционную комиссию, чиновникам потребовалось давать взятки. В других областях, по словам Олега Липатова, «взятки доказать не удалось». Но если наши чиновники действительно не брали взяток, а просто обманулись, то какой же у них уровень компетентности? Любой вариант для жителей области обиден. Но непрофессионализм по крайней мере в данном случае не наказывается уголовно.
Остальные коррупционные дела, расследуемые следственным управлением, затрагивают районных чиновников средней руки и руководителей различных муниципальных учреждений. Как язвительно заметил Олег Липатов, «у нас директорам мало платят, и потому они придумывают средства, как бы получить больше денег». Остановить их стремление к незаконному обогащению очень даже неплохо.
Только вот на кого равняются руководители средней руки в своём стремлении жить красиво? Конечно же, не на рядовых работников... Тут стереотипно всплывает аналогия с рыбой, тухнущей с головы. Пока, чтобы остановить её гниение, рыбе активно отрубают хвост и плавники. А надо-то голову! Но там есть острые зубы и хитрый изворотливый мозг...
На этой оптимистичной ассоциации и закончилась пресс-конференция руководителя следственного управления.