Одним из наиболее проблемных на сегодняшний день вопросом является обеспечение льготников лекарствами. Реформа стартовала 1 января, но до сих пор не составлен исчерпывающий список медикаментов, которые надлежит отпускать бесплатно по рецепту врача. Да и сама процедура оформления бумаг на их получение очень усложнилась. Это приведет к тому, что скоро у кабинетов участковых врачей выстроятся огромные очереди, поскольку медработникам придется тратить больше времени на заполнение значительно усложненного бланка.
– В связи с этим мы хотели бы обратиться к гражданам из числа тех, кто вправе претендовать на получение льготных лекарств, но располагает еще старыми запасами, с просьбой не торопиться с оформлением новых рецептов, дабы не создавать ажиотажа в поликлиниках, – отметила Ирина Скороходова. Она также заверила, что ввоз лекарств в область продолжается, хотя возникают отдельные проблемы с производителями медикаментов.
Общая стоимость соцпакета, в который входят и льготные лекарства, на бумаге определена всего в 500 рублей в месяц. Но при нынешних ценах на все и вся на такие деньги особо не разгуляешься. Впрочем, на практике, по словам заместителя директора департамента здравоохранения и фармации Людмилы Бродниковой, количественных ограничений в ценовом отношении нет:
– Но это не означает, что больной сможет получать лекарства, какие захочет. Определять, какой препарат ему нужен, все же будет врач в соответствии со стандартами лечения и перечнем, утвержденным Минздравом России. Это касается тех групп населения, которые законом отнесены к федеральному уровню. Однако и те, кто в него не входит, но по видам заболевания ранее получал лекарства бесплатно, будут и впредь пользоваться этим правом, скажем, больные астмой. Ситуация пока, конечно, нелегкая. Разрешиться она должна до конца января – февраля. Но даже если человек не обнаружил себя в списке льготников, волноваться не стоит. Следует сообщить об этом в отделение Пенсионного фонда по месту жительства, где формируются списки.
Другой не менее острый вопрос – транспортный. Лишившись возможности ездить бесплатно, пожилые люди по всей стране начали акции протеста. Стартовавшая реформа перевела большинство российских пенсионеров из категории прос-
то бедных в нищих, сделав для них передвижение в общественном транспорте практически недоступным: стоимость проездного в разы выше получаемых ими ежемесячных денежных выплат. Если граждане западных стран, выходя на пенсию, могут позволить себе поездки на отдых, путешествия по миру, то наши пенсионеры активно включаются в борьбу за отстаивание своих прав на бесплатный проезд в общественном транспорте. Надо отдать должное региональным властям – они успели «подстелить соломки». В том же Ярославле вчерашние льготники сегодня ездят бесплатно. Впрочем, такая благость далеко не везде.
– Для пенсионеров и инвалидов, получающих пенсии, действует 50-процентная скидка на областной межгородской и пригородный транспорт, всего 100 маршрутов. Сейчас список увеличится еще на 20 номеров, – отметил заместитель директора по пассажирским перевозкам ГУ «Яроблтранском» Олег Харламов. – С 25 января в продажу в кассы автовокзалов поступят льготные проездные билеты. Часто пользующиеся пригородным транспортом пенсионеры, купив месячный проездной, смогут значительно сэкономить, отказавшись от оплаты каждой поездки в отдельности.
Всего по области действует 240 автобусных маршрутов, но остальные 120 являются внутримуниципальными, на них губернаторское постановление не распространяется. В данном случае сделать скидки вправе главы округов.
Особую категорию льготников составляют инвалиды по зрению. В Ярославле они как получатели пенсий пользуются правом бесплатного проезда в городском общественном транспорте, предоставленным пенсионерам мэром областного центра. Но там, где за билет, пусть даже льготный, они вынуждены платить, у слепых людей возникают проблемы.
– Для незрячего человека это сопряжено с определенными сложностями. Достать кошелек, отсчитать нужную сумму, передать деньги, получить билет – попробуйте проделать это с закрытыми глазами, и вы поймете, о чем идет речь. Еще в августе, сразу после принятия закона, мы обратились к губернатору, председателю областной Думы, мэру Ярославля с просьбой сохранить для нас льготы на проезд, которые были введены еще в СССР в 1954 году, – сказал председатель Ярославского областного отделения ВОС Александр Осипов. – Но вопрос до сих пор не решен, а в области на сегодняшний день более 4 тысяч человек являются инвалидами по зрению. В последние дни дело сдвинулось с мертвой точки. Мы сейчас готовим списки по запросу администрации области о числе инвалидов в каждом муниципальном округе. В какой форме и в какие сроки будет принято решение, мы пока не знаем.
Не до конца ясен и вопрос с проездом в общественном транспорте сотрудников силовых структур. Льготы такой их лишили, но выданная служивым материальная компенсация не покрывает реальных расходов. В пресс-службе УВД области нам сообщили, что в ближайшее время будет решен вопрос о выдаче льготных проездных, но кому они в конечном счете достанутся, непонятно.
Короче, желание провести реформу у федеральных властей есть, а как это сделать, они заставляют думать власти на местах. Вот и страдает от реформаторского зуда народ.