С учетом скорости, с которой раскручивается маховик чиновничьего механизма, получат регионы этот усовершенствованный перечень лекарств не раньше мая. Впрочем, наличие документа само по себе еще не гарантирует того, что весь поток необходимых медикаментов моментально хлынет в аптечную сеть. Ведь и по прежнему-то списку за истекший срок с начала монетизации далеко не все страждущие смогли вовремя получить нужную таблетку.
Есть человек – есть проблемы
По опубликованным в прессе данным, на середину марта нехватка медикаментов в различных регионах страны составила от 32 до 73 процентов по тем наименованиям, что включены в федеральный перечень. Причем зачастую поставляются они по ценам более высоким, чем те же препараты в розничной продаже. Врачи, в свою очередь, оказались в таких условиях, когда вынуждены назначать пациентам не то, что лечит, а то, что есть в наличии. А муниципальные аптеки, осуществляющие выдачу медикаментов по бесплатным рецептам, по всей стране фактически стали банкротами, так как до сих пор не получили за эту работу ни копейки.
В Ярославской области, по информации департамента здравоохранения и фармации, из 322 международных запатентованных наименований лекарственных средств федерального списка на конец первого квартала имелось в наличии 297, обслужено 324 тысячи рецептов. По отсутствующим 25 позициям на отсроченном обслуживании остается 9,5 тысячи рецептов, что составляет 3,04 процента от общего числа людей, обратившихся за получением льготных лекарств. На фоне других областей, где этот показатель значительно выше (в Санкт-Петербурге 21 процент, в Волгограде – 24, в Карелии 28 процентов), ситуация в Ярославской выглядит очень даже неплохо. И все же нельзя забывать, что девять с половиной тысяч отсроченных рецептов – это девять с половиной тысяч людей, которые до сих пор не дождались лекарства, иногда – жизненно необходимого.
В письмах и звонках наших читателей в редакцию «Северного края» тема обеспечения льготников бесплатными медикаментами на протяжении трех месяцев остается одной из самых животрепещущих. Люди сетуют на то, что не могут получить необходимые препараты, даже имея на них рецепт, или же врачи отказывают им в выписке того или иного лекар-ства, ссылаясь на его отсут-ствие. Жалуются на грубость чиновников, очереди в поликлиниках, высокие цены в аптеках.
Вот выдержки из писем, характерные для всей нашей почты в целом.
«Второй месяц подряд не могу получить очень важный препарат для тяжелобольных – флютамид. Заведующая аптечным управлением, которое снабжает город медикаментами, говорит, что из Москвы не прислали цены и код на этот препарат. А неужели нельзя позвонить в Москву, чтобы ускорить дело!..»
«Многие медики, которые заняты административной работой, ведут себя не лучшим образом: разговаривают с гражданами свысока, порой грубо. Куда девалась культура! Можно подумать, что они не хотят удовлетворять просьбы больных, неповоротливы, безынициативны или просто занимаются саботажем!..»
«Руководители большин-ства аптек систематически повышают цены на лекарства, причем не на копейки, а весьма ощутимо! Многие препараты стоят тысячи рублей. Ну откуда бедным и нищим больным взять такие деньги? Вот и растет смертность. Многие лекарства не отвечают стандартам качества, встречаются и подделки. Неужели нашим проверяющим органам не хватает времени, чтобы схватить за руки и железной метлой вымести этих мошенников и фальсификаторов!..»
Кто виноват?
В унисон с нашими читателями звучали и выступления депутатов Госдумы Ярослав-ской области на последнем мартовском заседании, которые резко критиковали ситуацию, сложившуюся у нас в связи с нехваткой льготных лекарств. И призвали областную прокуратуру и Счетную палату России провести проверку на предмет возможной уголовной ответственности лиц, виновных в завышении цен на имеющиеся препараты. К такому решению они пришли, основываясь на информации, предоставленной областной контрольно-счетной палатой по результатам проверки аптечной сети Ярославля. Выводы ее гласят: «Превышение цены реализации лекарственных средств для льготников над ценой лекарств в свободной продаже существует и в среднем составляет 30 процентов; перечень лекарственных средств, являющихся дефицитными, не сокращается; на момент окончания проверок выплаты вознаграждения за оказание услуг аптечным учреждениям не производились».
Правда, проверяющие не удосужились отметить, превышают ли изученные ими цены установленные правитель-ством нормативы. Зато виновной в необеспечении выплаты аптекам совершенно конкретно называют фирму «Протек», которая является федеральным поставщиком льготных лекарств не только по нашему, но и по ряду других регионов страны.
Вообще в сложившейся на сегодняшний день тяжелой (а в некоторых областях просто катастрофической) ситуации с нехваткой бесплатных медикаментов ругать во всеуслышание и призывать к ответу принято именно дистрибьюторов. Перечень претензий к ним следующий: были они назначены Москвой, а не выбраны на местах на конкурсной основе в честной конкурентной борьбе; не справляются (то ли не хотят, то ли не могут) с возложенными на них обязанностями по завозу лекарств; произвольно завышают на них цены; привозят не то, что действительно требуется; не платят аптекам, осуществляющим выдачу препаратов по бесплатным рецептам... Но, как ни странно, несмотря на тяжесть предъявляемых обвинений, например в произвольном ценообразовании, до сих пор нет прецедентов, чтобы кто-то из поставщиков был привлечен к ответ-ственности.
Никто не виноват
– Дело в том, что к расчетам с аптеками мы не имеем никакого отношения, этим занимаются территориальные фондыв обязательного медицинского страхования, деньги от Минздрава идут через них, – сообщил во время визита в Ярославскую область председатель совета директоров компании «Протек» Вадим Якунин. – То же самое касается вопросов формирования цен, перечня торговых наименований и выбора производителя того или иного препарата. Все это находится в ведении федеральных властей. Наша задача лишь сформировать товаропоток в регионы.
Схема этого товаропотока такова: Министерство здравоохранения заключает договор с конкретным производителем на конкретный перечень лекарственных препаратов, которые производитель по фиксированным ценам продает компании, уполномоченной на поставку в регионы. Она доставляет их в розничную сеть – аптеки, киоски и прочее.
Чем объясняют поставщики то, что в регионы до сих пор не завезен целый перечень лекарственных препаратов, указанных в федеральном списке?
Во-первых, отсутствием договоров между министерством и некоторыми производителями. Сначала, мол, планировалось, что то или иное предприятие будет включено в систему льготных поставок, но потом не сошлись в цене, либо не устроило качество выпускаемого лекарства, или еще что... В итоге соглашения с Минздравом нет, и фирма-поставщик с таким производителем не работает: ей никто не компенсирует расходы на приобретение препарата вне договорных рамок. А в свободную продажу такое лекарство идет, но его аптека отдаст не бесплатно, а за деньги, которые выложит конкретный покупатель.
Во-вторых, не все производители справляются с принятыми на себя обязательствами, поскольку никто не спрогнозировал даже приблизительно, каковы будут объемы спроса на то или иное лекар-ство. В своих отказах предприятия чаще всего ссылаются именно на то, что необходимое количество препарата на данный момент еще не наработано и они будут готовы предоставить его позднее, скажем, лишь в четвертом квартале. Отписок море: нет базовых компонентов, слишком дорогие составляющие, неблагоприятное соотношение цен на исходную субстанцию...
В-третьих, заключив договор на льготную поставку, производитель все же предпочитает сбывать свой товар в свободную продажу, ведь при этом он получает деньги от оптовиков сразу, а от государства перечисления средств приходится ждать по полгода. На отечественные предприятия еще можно надавить и как-то заставить их в первую очередь обеспечивать отпуск по соцпакету, а на иностранные таких рычагов давления нет.
Вот и образуется нехватка лекарственных средств на льготную выдачу. А на соседней аптечной полке, где все за наличные, необходимые микстурки и таблеточки, пожалуй-ста, лежат. И циферки на их ценниках обозначают сумму значительно меньшую, чем та, что указана в выданном врачом рецепте.
Почем опиум для народа
Почему один и тот же препарат, приобретенный в одно время у одного производителя, на льготной выдаче дороже, чем в свободной продаже? Разница порой весьма значительна и превышает размеры даже узаконенной надбавки.
Все дело, как оказалось, в существующей системе расчетов. Производитель заинтересован в том, чтобы получить деньги за продукт как можно скорее. Это и происходит, когда фирма продает лекарство в свободную сеть. Но когда речь идет о поставках по федеральным договорам, денег от государства приходится ждать порой очень долго. Чтобы подстраховаться и не упустить возможную прибыль, производители устанавливают в данном случае цену с учетом отсрочки платежа. Вот она и оказывается уже на начальном этапе всей цепочки выше той, по которой аналогичное сред-ство продают за «живые» деньги. Причем эта цена фиксируется в договоре с Минздравом, и изменить ее фирма-производитель или фирма-распространитель уже не может.
Потом закупочные цены по мере продвижения лекарства с места производства к розничной точке сбыта обрастают надбавками, за счет которых поставщики компенсируют свои расходы по перевозке, хранению и прочее. Размеры этих надбавок строго определены тем же Минздравом для каждой территории. При реализации льготных лекарств в Ярославской области установлена надбавка 34 процента от той стоимости, по которой они приобретались, плюс НДС. Полученная таким образом цена проставляется в бланке рецепта.
* * *
(Окончание следует).