На этой неделе две передачи были посвящены нашей достославной медицине. Леонид Млечин со товарищи («Версты») рассуждали о том, «Как нас лечат за наши деньги», а Андрей Малахов в «Пяти вечерах» атаковал биологически активные добавки (БАД). Тема куда как актуальная, особенно если учесть три вещи: медицинские препараты – излюбленная тема рекламы, продаются они по цене бриллиантов средней величины, и вообще, как выразился один выступавший, «нынешнее поколение россиян будет жить при господине Зурабове». Так что актуальность здесь – величина постоянная. Эпоха зурабства, так сказать.
Почерпнуть из этих передач, ей-богу, было что. Медицинская страховка покрывает одну четверть расходов на лечение. Так что застрахованы мы разве что от насморка. В год на каждого больного выделяется полторы-две тысячи рублей (в развитых странах – две с половиной, но только долларов). Две трети расходов теперь возложено на бюджет регионов, плюс еще в два раза больше платит больной из своего кармана. Половина затрат – это так называемый серый сектор. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) требует, чтобы страны выделяли на медицинские нужды не менее пяти процентов ВВП. США дают девять процентов (это, заметьте, от их ВВП!), Европа – шесть-семь, мы – три... От нашего скудного ВВП, разумеется. Средняя продолжительность жизни французского мужчины – 80 лет, нашего – 60. Впечатляет?
Нет, вы не подумайте, что чиновники сидят сложа руки. Они изо всех сил стараются... сэкономить на здравоохранении. Ну, нерентабельна наша медицина, что тут поделаешь. Особенно детская служба. Вот все громче и звучат разговоры о ликвидации педиатрии. То есть детей и взрослых будут лечить одни и те же врачи, как будто разницы между организмом ребенка и взрослого – никакой. И в очереди на прием рядом будут сидеть мама с малышом и больной туберкулезом...
Все больше говорят об институте семейного доктора. Хорошее дело, между прочим, но только это ведь означает, что наши медакадемии будут готовить так называемых врачей широкого профиля, мастеров на все руки. Чтобы умели и знали все, что сегодня могут пульмонологи и педиатры, урологи и офтальмологи.
Уверен: сами законодатели пойдут лечиться к узким специалистам, тем более что к их услугам – привилегированные больницы, так что народное здравоохранение для них «неприоритетно», об этом тоже упоминали в «Верстах».
Это уж не говоря о том, что у наших просвещенных руководителей есть дела поважнее, вроде дискуссий о балете «Дети Розенталя», выставки «Осторожно, религия» или поисков зловредных сионистов. Подраться опять-таки надо время найти.
Между прочим, такому врачу на все руки, говорят, собираются платить аж 18 тысяч. Если он будет знать столько, сколько вся медакадемия, ему и сто восемьдесят мало... Вот только найдут ли даже эти 18 тысяч в нашем худосочном кошельке? На неделе ярославское ТВ показало бывшее помещение медсанчасти «Автотранса», которое теперь передали нашим онкологам. Провалившиеся полы, стены, сквозь которые видно, что происходит в соседней комнате, вышедшая из строя система отопления... Щели прежние владельцы заклеивали скотчем! Это сколько же денег и времени надо, чтобы все это хоть как-то залатать! Чтобы лечить раковых больных. Или их так тут и положат?
А вы говорите – восемнадцать тысяч...
А уж цены на лекарства... А уж эти самые БАД... На передачу «Пять вечеров» пришла женщина, которая на лечение сына от алкоголизма потратила многие тысячи своих «гробовых». А когда предъявила претензию, что проданное ей средство не помогло, оказалось, что фирма-то – фиктивная, адрес, ей сообщенный, – какая-то много лет пустующая развалюха, а телефон записан на бомжа! Так что и в суд подать не на кого.
И просто пойти и пожаловаться тоже некому, потому что за распространение этих добавок, которые выдаются за лекарства, не отвечает никто. Вот и расплодились жулики – ушлые студенты, домработницы и дворники, выдающие себя кто за профессора, кто за завкафедрой медицины, которые хорошо натренированными голосами по телефону уверяют вас, что если вы купите их снадобье, то без всяких усилий и немедленно скинете лишние десять килограммов веса, увеличите грудь на два размера и приобретете вместо сердца пламенный мотор.
Полезный совет от участников «Вечеров»: нередко даже нечестные медики, получающие проценты с продаж, рекомендуют вам тот или иной препарат, просто озвучивая его название и, упаси боже, не объясняя, что это – всего лишь БАД. Вы-то думаете, что вам посоветовали лекарство, и, радостно зажав в руке бумажку с записанным трудным иностранным словом, мчитесь в аптеку...
Может быть, вы хотите доказать, что купленное вами средство никуда не годится? Или оно даже вредно? Ну-ну, желаю удачи. Только учтите: для этого потребуется сперва доказать, что именно от него умерли минимум два человека, а потом еще проводить анализы – по подсчетам участ-ников «Вечеров», эта про-цедура лет этак на десять. Флаг вам в руки!
В просвещенных странах эта беда давно известна, контроль там строжайший, а наказание за продажу неразрешенных препаратов или за рекламу их в качестве лекарств – самое свирепое. У нас же тут такие миллиарды крутятся – не подступишься.
Кстати, за границей многие из этих самых добавок строжайше запрещены, и если кто-то попробовал бы их продавать, такое бы началось! На встрече рассказывали про одного иностранца, которого из аэропорта повезли на машине, в багажник же загрузили партию добавок. Так когда иностранец это увидел, он задрожал и потребовал, чтобы его высадили: испугался, что, если по дороге милиция остановит машину и увидит этот груз, все тут же угодят в тюрьму. Так бы и было, если бы все это происходило где-нибудь в Италии. А у нас в аптеке не получится – к вашим услугам Интернет. За продажами по Интернету никакого контроля. Не выходя из дома, можно купить хоть весь список зарегистрированных БАД, а их четыре толстых тома.
Цивилизация, однако.
//Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ.