– Муроз, Муроз ! – Есть. Открыли задвижку?
Ростов– это не город. Это фамилия моего собеседника – начальника отдела эксплуатации нефтепроводов Ярославского нефтепроводного управления Павла Владимировича. Беседуем мы в одном из вагончиков временного городка нефтепроводчиков, расположившегося среди занесенной снегом лесной поляны. Разговор то и дело прерывается оглушительным треском рации, звонками по мобильнику. Павел Ростов руководит сложной и срочной операцией по врезке в нефтепровод на правом берегу Волги возле села Охотина. На другом, левом берегу у нефтеперекачивающей станции Палкино точно такими же работами руководит главный инженер управления Павел Ревель-Муроз.
Всего на три дня перекрыт нефтепровод Сургут – Полоцк, чтобы подсоединить к нему проложенный под рекой новый трехкилометровый резервный трубопровод. Именно на такой срок у потребителей нефти заготовлен резерв сырья. Задержка на минуты равносильна остановке предприятий или простою танкеров у Балтий-ских терминалов, срыву экспортных поставок.
Если сравнивать Балтийскую транспортную систему с кровеносной, то операция, проходящая здесь у нефтеперекачивающей станции Палкино, аналогична шунтированию артерии. Только хирурги не в зеленых или белых халатах, а в брезентовых робах газорезчиков, сварщиков и монтаж-ников.
«Операционный стол» загодя расчистили от снега мощные бульдозеры. Экскаваторы вскрыли двухметровую толщу замороженной земли, трубоукладчик поднял к месту врезки заранее проложенную под Волгой и береговыми откосами методом наклонно-направленного бурения резервную трубу. С завода привезли изготовленный с предельной точностью тройник. А сейчас идет вскрытие нефтепровода. Поскольку из реконструируемого участка невозможно удалить всю нефть, режут десятимиллиметровую сталь фрезами. В двух местах труба схвачена, будто в наручники, цепями, по которым моторы с величайшей осторожностью перемещают фрезы. Каждые пять минут рабочие и мастера докладывают по рации, сколько нефти вытекло с одного и другого конца нефте-провода, а Муроз и Ростов решают, куда подогнать нефте-сборщик.
– Вся операция, – объясняет Павел Владимирович, – проводится для увеличения надежности нефтепровода на случай его прорыва в районе перехода через реку. Как только, не приведи Господи, курсирующий по нефтепроводу аппарат – дефектоскоп «Ультра-скан» обнаружит микротрещину в трубе, диспетчеры в Ярославле включат автоматику, и поток нефти переключится на резервный переход. Таким образом, ОАО «Балтнефтепровод» решает задачу обеспечения экологической безопасности переходов через водные преграды, дабы не допустить катастрофы, подобной той, что случилась в девяностые годы на башкирской реке Агидель. В первую очередь это делается на самых старых участках. А Сургут – Полоцк проложен по дну Волги у Мышкина почти четверть века назад.
Ремонтом и реконструкцией нефтепроводов Ростов занимается с первых дней своей работы в Ярославском неф-тепроводном управлении. В 1987 году, примерно в это же время, выпускника Уфимского нефтяного университета, принятого на должность инженера отдела эксплуатации, направили на самый дальний участок реконструкции нефтепровода Ярославль – Кириши. В Новгородской области у перекачивающей станции Песь меняли 9 километров нефтепровода.
– Работали в болотах, месили оттаявшую грязь, – вспоминает Павел Владимирович. – Кочевали со своим городком. Все было, как здесь: спали в вагончиках на двухъярусных нарах, в другом вагончике обедали. Тяжело было, уставали, но и интересно тоже. Поддерживало то, что вместе с нами в таких же условиях работали наши руководители. Моими наставниками в первые годы работы были тогдашний начальник отдела эксплуатации Александр Поспелов ( теперь он в Петербурге, в «Балтнефтепроводе») и нынешний начальник технической службы, мой земляк из Уфы Олег Имакаев.
В первый же год работы семье Ростовых, его жене Гульнаре, их первенцу, тоже Павлу, родившемуся еще в Уфе во время учебы Павла Владимировича на третьем курсе, дали комнату на Нефтестрое. А через год, когда родился маленький Саша, семья получила двухкомнатную квартиру. Расплатой за более чем приличное материальное вознаграждение и своевременно предоставленную управлением крышу над головой стали долгие разлуки с семьей, ставшие, пожалуй, самым трудным испытанием. Гульнара и Павел и без того долго ждали момента, когда можно будет связать свои судьбы. Полюбили друг друга еще в школе. А семейная жизнь на новом месте началась с коротких встреч и долгих разлук.
Только через два года молодого инженера перевели на безвыездную работу, на Ярославскую линейную производ-ственную диспетчерскую станцию (ЛПДС). Здесь его инженерные знания проявились во всей полноте. Годы работы на станции совпали с периодом ее реконструкции. Павел Владимирович отвечал за эксплуатацию, ремонт и модернизацию основного оборудования: насосов, резервуарного парка.
На четвертый год работы в управлении Ростов возглавил отдел эксплуатации нефтепроводов. В его подчинении восемь инженеров, которые контролируют работу оборудования на трассах Ярославль – Москва, Сургут – Полоцк и Ярославль – Кириши. В чем эта работа заключается, наглядно видно по нынешней командировке. Такие опять у отца двоих мальчишек случаются каждый месяц. В компании «Балтнеф-тепровод» существует график, по которому ведутся постоянная рекон-струкция и ремонт участков нефте-проводов, а сейчас еще их модернизация, связанная с увеличением пропускной способности всей транспортной системы до 60 миллионов тонн нефти в год.
Здесь заведено так, что каждая из ответственных операций на трубопроводах требует личного участия руководителей самого высокого ранга. Это не от недоверия к линейному персоналу, а исключительно из производственной необходимости, особой технической и экологической опасности таких работ в трубопроводном транспорте.
Вот и в день нашего приезда в размеренном порядке работ на переходе через Волгу возникли нестандартные ситуации, требующие обязательного присутствия на месте и начальника отдела эксплуатации нефтепроводов, и главного инженера управления. Во-первых, уровень нефти в трубе после откачки оказался на правом берегу выше, чем нужно для проведения сварочных работ, во-вторых, предельно тщательно изготовленный тройник встает в разрез нефтепровода с перекосом. С нефтью проще, на левом берегу откачают неф-тесборщиком, а вот ворочать и выравнивать всю многотонную плеть трубопровода или как-то подгонять соединения на месте, над этим Ростову придется ломать голову.
Павел Владимирович выключил рацию и взял тайм-аут на размышления. Бригада отправилась в вагончик-столовую обедать, а мы – обратно в Ярославль.