Конечно, мы знали, что у Анны Александровны славное боевое прошлое. Но именно в музее я задумалась о том, какая тяжкая судьба выпала на долю тех женщин, что ушли на фронт. 530 тысяч женщин надели солдатские шинели, в их рядах были и медики. Среди них Анна Александровна. В школе ФЗО она готовилась быть ткачихой, но с началом войны ушла на курсы медсестер, окончив которые стала трудиться в одном из городских госпиталей. Немного позднее попала в действующую армию. Приняла присягу, получила звание старшего сержанта. В то время создавались ОРМУ – отдельные роты медицинского усиления. Туда и попала медсестра Хитрова, вошла в стоматологическую группу. Рота направлялась по требованию. Сначала были Синявин-ские болота под Ленин-градом.
Свой госпиталь ОРМУ развертывали в палатках, почти на линии фронта. Снаряды от «катюш» пролетали над ними, а медики оперировали, перевязывали, забывая об отдыхе, еде.
Судьбу свою Анна нашла в медсанбате Карельского фронта. Поступил с ранением в нижнюю челюсть командир минометной батареи Алексей Казначеев. Анна наложила ему шину, перевязала рану, сама кормила и поила. Минометчик сразу же влюбился в свою спасительницу, правда, сказать об этом не мог – объяснялся письменно. И сумел-таки при эвакуации получить ее ярославский адрес.
Белоруссия, Финляндия, Польша, Восточная Пруссия, Чехословакия, Германия. Минометчик стал подполков-ником.
В домашнем архиве Анны Казначеевой двадцать две благодарности за участие в боях. День Победы она встретила в Берлине.
Еще одна фронтовичка – Варвара Ивановна Исаева. Для нее военная жизнь началась трудовым фронтом на тех же Синявинских болотах. Закончила также курсы медсестер. В Ярославле тогда формировалась команда санитарно-спасательного судна для эвакуации раненых из Сталинграда. Двухпалубный пассажирский пароход «Память Гурьянова» стал плавучим госпиталем на 2000 коек, с операционной. Варвара работала здесь в перевязочной. Немецкие самолеты бомбили пароход при погрузке раненых, преследовали его. А везли на судне обожженных, контуженых солдат.
В конце 1942 года Варвару направили в один из пятидесяти трех госпиталей, размещенных на территории нашей области, потом – на Северо-Западный фронт, в Прибалтику. И там также бесконечные бомбежки, круглосуточные дежурства. Самой большой наградой для нее были благодарности спасенных солдат и офицеров. Но не вернулся с фронта любимый человек, и ему она осталась верна навсегда.
Анна и Варвара остались верны и своей военной профессии, закончили медучилище и встретились в коллективе нашей детской клинической больницы № 1. Их сердца не ожесточились в боях и потерях – у Анны погиб брат, у Варвары – отец.
Недавно довелось мне побывать в необыкновенном клубе «Боевые подруги» при ярославском Доме офицеров. Надо видеть созвездие орденов и медалей на платьях уже очень пожилых, но таких красивых женщин.
О фронтовых медсестрах много написано стихов и песен, и это вот стихотворение Иосифа Уткина о них:
Когда склонилась надо мной
Страданья моего сестра,
Боль сразу стала не такой,
Не так сильна, не так остра.
//Надежда КОТОВА, доцент медакадемии.