– Анатолий Павлович, расскажите, пожалуйста, какие права имеют ваши клиенты?
– В настоящее время на территории Ярославской области работает программа государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь, которая утверждается каждый год постановлением губернатора. В ней оговариваются бесплатные услуги, которые финансируются за счет бюджета или средств обязательного медицинского страхования, и услуги, за которые граждане платят из своего кармана. Например, «скорая помощь», психиатрические и туберкулезные диспансеры и ряд других служб оплачиваются из бюджета. К ним страховые организации не могут предъявить никаких претензий. Компании заключают договоры с конкретными лечебными учреждениями, на основании которых последние берут на себя обязанность оказывать бесплатную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой об обязательном страховании. Ну а потом эти больницы выставляют компаниям счета за пролеченных клиентов. Главное в работе страховых компаний – контроль за качеством оказания медицинской помощи.
– Как осуществляется контроль? Что может предпринять гражданин, если ему оказали некачественную услугу?
– Пациенты, получившие некачественную услугу в больницах, финансируемых за счет бюджета, вправе обратиться с жалобой в департамент здравоохранения. Если там не предприняли нужных мер, то есть еще один выход – суд, потому что на все виды медицинских услуг распространяется закон «О защите прав потребителей».
А в свою страховую компанию можно обратиться с жалобой в том случае, если вы получили некачественное обслуживание по программе ОМС. Жалобы должны подаваться в письменном виде. После чего проводится экспертиза качества лечения. Работа с заявлениями осуществляется штатными сотрудниками с привлечением внештатных врачей-экспертов и включает в себя анализ документов, экспертизу оказанной помощи, наличие медикаментов или их аналогов в медучреждениях. При этом обращается внимание на соответствие назначенных лекарств стандартам лечения. Страховые медицинские организации должны в течение месяца письменно ответить заявителю, а к лечебным учреждениям, в случае подтверждения правоты пациента, применить финансовые санкции. Если в результате некачественного лечения был причинен ущерб здоровью пациента, то наступает уже гражданско-правовая ответственность лечебного учреждения. Пострадавший от некачественного обслуживания может взыскать убытки в добровольном либо принудительном порядке. Сначала пациент обращается с письменной претензией в медучреждение. В случае отказа в возмещении ущерба клиент вправе обратиться в суд. Для доказательства понесенных убытков нужно будет предъявить корешки квитанций, кассовые и товарные чеки, счета и другое.
Этот же принцип действует и в случае, когда с вас берут деньги за бесплатную по закону услугу.
– Что говорится в программе по поводу обеспечения клиентов бесплатными медикаментами? Как можно прокомментировать звонок читателя?
– В программе есть перечень бесплатных, «жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, расходных материалов и изделий медицинского назначения», которые предоставляются только в стационарах и при оказании скорой помощи. А в амбулаторно-поликлинических условиях медикаменты уже приходится покупать за свой счет.
Есть здесь один момент. Если врач при назначении курса лечения пациенту, находящемуся в стационаре, выяснил, что положенное при этом заболевании бесплатное лекарство мало помогает, тогда он рекомендует более действенные медикаменты, дорогостоящие и не входящие в список программы. Но при этом врач должен вразумительно объяснить, что эти лекарства пациент может купить только за свой счет. Когда тот соглашается, то уже и никакой речи не может быть о возмещении убытков. Просто законных оснований для выплаты таких денег у страховых компаний не имеется. Если же вы приобретаете положенные бесплатно по закону лекарства, которых на тот момент не было в больнице, то за них вправе потребовать возмещение, обратившись с жалобой в само медицинское учреждение или, в случае отказа, в свою страховую компанию.
//Беседовала Ирина ПЕЧЕНКИНА.