Невролога – на вызов
Накануне Рождества 2005 года Владимир Николаевич Лебедев был в командировке в Любиме. В 11 утра поступил экстренный вызов невропатолога, и за ним пришла машина МЧС, а в двенадцать Лебедев уже консультировал молодую женщину-врача любимской центральной районной больницы по очень сложному случаю, первому в ее практике. У молодого человека, еще осенью пережившего тяжелое нарушение спинального кровообращения, наступило резкое ухудшение состояния. Вот и потребовался более чем сорокалетний опыт невропатолога областной клинической больницы.
Владимир Николаевич выслушал врача, осмотрел пациента, назначил лечение и уже через час возвращался знакомой, много раз езженной до-рогой.
Здесь, в любимских краях, в старинной земской больнице на берегу Обноры, полный романтического стремления бескорыстно врачевать людские недуги, он начинал свою карьеру фтизиатра и (по совместительству) невролога. Тут же состоялся и первый опыт семейной жизни. Еще в институте ему приглянулась красивая и энергичная Леночка Лихачева – отличница и староста группы. К моменту распределения они поженились и вместе получили назначение в ЦРБ в Любим. Елена Георгиевна начала свою врачебную практику гинеко-логом.
Это сегодня до Любима час езды. А тогда, в 1960 году, в райцентр вела разбитая, большую часть года непроезжая дорога. Городишко слыл глухой окраиной области. Дипломированных специалистов не хватало. И уже через два года Владимира Николаевича назначили главным врачом ЦРБ. На его долю выпала очередная административная реформа в здравоохранении, которыми и ранее увлекались власти. Любимская ЦРБ стала столицей маленького «больничного СССР», как в шутку назвали его врачи. К ней были присоединены три района. Кроме любимской больницы Лебедеву пришлось командовать Пречистенской, Кукобойской, Закобякинской, Козской, Семеновской, а также курировать 54 фельдшерско-акушерских пункта, десять из которых были выстроены при его непосред-ственном участии.
Честолюбию молодого врача должно было льстить такое большое поле деятельности. Угнетало одно. Чем больше он занимался ремонтом, оснащением и строительством сельских больниц, тем меньше времени оставалось на врачебную практику и совершенствование в области неврологии, к которой у главврача проявились особые способности. Так бы и превратился Владимир Николаевич в опытного и ценного номенклатурного хозяйственника, к чему никак не стремился, если бы не совпадение ряда обстоятельств.
В 1963 году Елена Георгиевна должна была покинуть Любим, чтобы продолжить обучение в ординатуре по избранной ею специальности окулиста. А тогдашние светила – нев-ропатологи Лидия Дормидонтова и Любовь Слезкина, приезжавшие в Любим из Ярославля раз в два месяца для консультаций, уже присмотрели Лебедева в качестве кандидата на должность областного врача-невролога. В 1964 году встал вопрос: или Елена Георгиевна пожертвует ординатурой, или молодая семья переедет жить в Ярославль, где Лебедева уже ожидало место в областной больнице.
Хватит заниматься крышами и канализацией, решил Владимир Николаевич, буду лечить людей, для этого и учился. И уехал – работать невропатологом.
Выбор пути
Любимские воспоминания послужили началом нашей беседы с Владимиром Николаевичем в его ярославской квартире в Народном переулке. Точнее, в квартире Елены Лебедевой и ее сестры Татьяны.
Увидев писанные маслом портреты мужчины и женщины в одежде позапрошлого века, в старинных, темных рамах, я было подумал, что это предки Лебедева.
– Нет, это не мои, а Елены Георгиевны прадед и прабабушка, мещане Василий Алексеевич и Екатерина Павловна Лихачевы. А почетное место им в гостиной отведено не случайно. Они – родоначальники большой династии ярослав-ских интеллигентов, известных врачей и инженеров Лихачевых. Семья Елены Георгиевны во многом укрепила меня в выборе профессии, в стремлении к широте знаний и особенно в глубоком изучении невропатологии. Сам-то я ведь из очень простой семьи, из перекопских трактирщиков и рабочих.
Отец Лебедева Николай Константинович – ровесник ХХ века. По окончании начальной школы он был отдан отцом-железнодорожником в Вятское ремесленное училище, затем поступил в Ярославские главные железнодорожные мастерские техником по ремонту паровозов. Высшего образования он так и не получил, а супруга его Ольга, дочь трактирщика Ивана Андронова, закончила всего четыре класса. По-знакомились они в церковном хоре Федоровского кафедрального собора, где оба пели. У отца были хорошие музыкальные способности, дома он играл на гитаре и пел.
– Вот они и спелись, – шутит Владимир Николаевич. – Бабушка трактирщика была состоятельной, из рода знаменитых в Ярославле купцов Андроновых. Она купила молодым дом на Запрудной улице. Отец дослужился до начальника отдела кадров Ярославского паровозоремонтного завода, а выйдя на пенсию, служил ревизором в Ярославском отделении дороги.
Старшие классы Владимир заканчивал в 54-й школе на Туговой горе. Любимый педагог (они и сейчас, полвека спустя, всем классом собираются у нее) – заслуженная учительница школы России математик Нина Владимировна Северьянова. Она и определила в общих чертах его выбор: «Не будет из тебя, Володя, ни инженера, ни конструктора. У тебя явно больше способностей к гуманитарным наукам. Может быть, из тебя получится хороший врач».
Так и оказался Владимир Николаевич студентом Ярославского медицинского института. Но не это, по его мнению, стало главной причиной, чтобы посвятить жизнь нелегкому и, к стыду властей наших, малооплачиваемому труду врача.
Корни
Уже в первое посещение квартиры однокурсницы Лены в Народном переулке его буквально заворожил своими рассказами ее дед Валериан Васильевич Лихачев – могучий старик с аристократическими манерами, очень приятный собеседник. Выпускник Москов-ского медицинского института, он в 1903 году принял участие в первой конференции врачей-неврологов в Ярославле, а затем стал первым в губернии невропатологом и основателем неврологической службы. В 1905 году его призвали на японскую войну военврачом. Два года Лихачев работал в госпиталях в Маньчжурии и привез оттуда в Ярославль много иностранного, невиданного в губернии да и в россий-ских больницах редкого медицинского оборудования.
Валериан Васильевич с помощью своего брата-предпринимателя построил и открыл на улице Трефолева первую в губернии физиотерапевтическую лечебницу, долгие годы был главным невропатологом области, автором многих научных трудов и докладов. Он и настроил друга своей внучки стать специалистом именно в одной из новых тогда и стремительно развивавшихся отраслей медицины.
Другим наставником из семьи Лихачевых стала тетка Елены Георгиевны, заслуженный врач России Нина Валериановна – основатель областного онкологического диспансера, работавшая затем долгие годы главным хирургом области. Она тоже увидела в нем еще в студенческие годы будущего специалиста по нервным болезням.
– Иные к профессии невропатолога относятся снисходительно: мол, тоже мне доктор, – замечает Владимир Николаевич. – У всех аппаратура, электроника, компьютеры. А у невропатолога молоточек. Постучал по коленкам, поговорил – вот и весь визит к врачу. У нас действительно 70 процентов диагнозов устанавливается в результате разговора с пациентом, 25 – по итогам его осмотра и только 5 процентов требуют дополнительных исследований с помощью анализов, аппаратуры. Но я уже в Любиме убедился, что неврологические болезни самые распространенные, и, будучи фтизиатром, чаще должен был лечить нервные болезни. Наиболее простыми из них – остеохондрозами, радикулитами – страдает в определенном возрасте до 90 процентов людей. Как шутят, радикулит – это расплата человечества за двуногое хождение. Но нередки и трагические для людей случаи поражения головного мозга, приобретенные или наследственные. Определить их первопричину – значит обеспечить успех лечения. А опытному невропатологу для этого достаточно беседы с пациентом, осмотра.
Как редкий случай в медицинской практике и пример несомненного успеха в лечении заболевания заслушивался недавно на конференции невропатологов области доклад Лебедева о лечении вирусного герпесного энцефалита. Полтора года назад во время очередного дежурства Владимира Николаевича экстренно вызвали в тутаевскую ЦРБ. У 17-летней студентки Рыбинского техникума тамошние врачи диагностировали простудное заболевание и лечили соответ-ственно, пока не обнаружились ужасные симптомы: девочка стала заговариваться, налицо было поражение мозга.
Лебедев поговорил с родителями и врачами, выяснил, что после сильного переохлаждения студентку поразил вирусный герпес. А так как его сразу не определили, то он проник в нервную систему и в оболочку мозга. Девочке грозили полная невменяемость и, возможно, летальный исход. Правильный диагноз невропатолога и назначенные им процедуры и лекар-ства остановили воспалительный процесс. Предстоит еще долгое лечение, но у врачей есть уверенность в полном выздоровлении пациентки.
Такие выезды на консультации у Лебедева происходят ежегодно. Только в минувшем году их было 33, практически во все районы области. Не по возрасту энергичный, подтянутый, он охотно откликается на экстренные вызовы к больным, на просьбы районных врачей о консультации.
– У меня служба в областной больнице началась с этого, – вспоминает Владимир Николаевич. – Только я устроился неврологом старой областной больницы (ныне больница «Автотранс»), как при ней создали санитарную авиастанцию.
Это сейчас в любой райцентр ведет скоростное шоссе, а тогда во многие больницы можно было только вертолетом долететь. Чтобы квалифицированную врачебную помощь сделать доступной любому селянину, а сельским специали-стам обеспечить консультацию из области, и был сформирован этот отряд. Лебедев стал бортневропатологом авиастанции и летал с хирургами, анестезиологами, сосудистыми микрохирургами практически по всем районам. Случалось всякое. И нелетная погода, и вынужденные посадки на голом поле, с больным на руках. Эта служба и сейчас действует как отделение экстренной медицинской консультативной помощи. Только уже без вертолетов и не при областной больнице, а при департаменте здравоохранения и МЧС.
С 1971 года Владимир Николаевич стал заместителем главного врача областной клинической больницы и проработал в этой должности почти четверть века, хотя ему не раз предлагали место главврача. Не заниматься канализацией, а лечить – так оправдывал свой выбор врач высшей категории, проработавший на своем посту с шестью главврачами областной больницы. Не без его участия и практиче-ских советов строились здания новой областной больницы за Волгой.
За это время у Владимира Николаевича подрос сын Алексей и, разумеется, стал врачом. Он уролог-нефролог областной больницы. Следом за дедушкой и отцом пошла внучка Катя, она на третьем курсе медакадемии. Мечтает стать невропатологом.
Врач учится всю жизнь
И все бы было счастливо в семье Лебедевых, но так в жизни случается редко. Уже 14 лет Елена Георгиевна прикована к постели из-за трагической случайности. Ведущий врач-окулист областной больницы, она во время операции неловко ударилась о тяжелый противовес лампы. Сотрясение мозга вызвало необратимые последствия. Дежурства по службе все эти годы чередуются у Лебедева и его свояченицы Татьяны Лихачевой с ежедневными дежурствами у постели больной.
И тем не менее он находит силы для большой общественной и научной работы, учебы.
– Врачу надо всю жизнь учиться, – считает Владимир Николаевич. – Я уверенно себя почувствовал неврологом только в 40 лет. До этого мне было слишком все просто и понятно, пока практика не ставила в тупик. Чем старше становишься, тем осторожнее бываешь в диагнозах, больше обдумываешь, анализируешь причины, истоки болезни, из которых самые трудные и загадочные – наследственные патологии. А мне первому из ярославских невропатологов довелось в 1964 году пройти в Ленинградском институте совершенствования врачей курс генетики.
Наука быстро идет вперед, и даже сейчас Владимир Николаевич регулярно читает специальные журналы, посещает общество врачей, где выступает с докладами и сообщениями, чтобы коллеги не повторяли его собственных и чужих известных ему ошибок, продвигались вперед в своем благородном труде.