В Москве прошел первый всероссийский конгресс экономистов-аграрников, организованный Министерством сельского хозяйства, Российскими академиями наук и сельскохозяйственных наук. Ученые, специалисты, чиновники самого высокого уровня, депутаты Госдумы и Совета Федерации собрались на этот весьма представительный форум (от нашей области в нем участвовали заместитель губернатора, директор департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования Михаил Боровицкий и ректор сельхозакадемии Петр Дугин). Выступал среди прочих и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
Основная тема для обсуждения уже в названии своем несла заряд бодрости и оптимизма: «Роль и место агропромышленного комплекса в удвоении валового внутреннего продукта России». Это тем более странно, что для бодрости и оптимизма не было ни малейшего повода. Солидный форум более всего походил на консилиум ученых профессоров у постели больного, долго и тяжело страдающего элементарной дистрофией. Причем состояние пациента стабильно ухудшается.
В основном эта констатация факта и звучала в выступлениях, в том числе и речи министра. В частности, говорилось, что при жесточайшей эксплуатации села за чертой бедности находятся до 70 процентов крестьян, капиталы у сельских хозяйств утрачены, а получить какие-либо финансовые ресурсы практически невозможно, государство умыло руки, а инвесторы шарахаются от села, как черт от ладана. Демографическая ситуация катастрофическая: село стареет и вымирает. А тут еще один удар в поддых – стремление вступить в ВТО. По мнению ученых, непременное требование при вступлении – открыть продовольственные рынки, просто раздавит нашего производителя. Ведь даже сейчас на закупку импортного продовольствия мы тратим до 11 млрд. долларов ежегодно. Единственный закон, который хоть как-то регулировал участие государства в судьбе агропромышленного комплекса, уже с год как отменен. Создалась парадоксальная ситуация: на сегодняшний момент нет даже нормативных актов о взаимоотношениях государ-ства и села. Те же субсидии, которые крестьяне все же получают, уходят на устранение диспропорций цен, то есть день-ги в результате оказываются у тех, кто эту диспропорцию создает: энергетиков, машиностроителей, переработчиков и т. д. Стоит сказать, что и сами аграрные хозяйства сохранили в массе своей устаревшую, давно не действенную систему управления, противоречащую рыночным отношениям.
Выводы сделаны неутешительные. Ученые, проведя глубокий анализ ситуации, считают: если их рекомендации по возрождению села (а рекомендаций таких было все же немало) будут приняты государ-ством в полном объеме, то и в этом случае говорить о жизнеспособности и конкурентоспособности крестьянских хозяйств можно будет не раньше, чем через 25 – 30 лет.