Вчера все утренние звонки в редакцию были со снежным уклоном. Излила душу Вера Васильевна Макарова, проживающая в доме № 29 по улице Автозаводской:
– В нашем доме двенадцать подъездов, 196 квартир. По двору сегодня утром не только пешеходу не пройти – машине было не проехать. Одна шальная залетела, так ее едва потом вытолкали. Целый квартал во дворах между улицей Чехова и Добрынинским мостом превратился в целину. Люди передвигались по колено в снегу, чертыхались.
Жительница улицы Пушкина пенсионерка Наталья Анатольевна Жеглова, по ее словам, «с трудом вышла из дому, так как дверь подъезда занесло». По поселку Бутусовскому люди передвигались как бульдозеры, женщины зачерпывали снег сапогами.
А настоящие бульдозеры в ста метрах от улицы Пушкина и Бутусовского поселка усердно утюжили площадку перед администрацией Кировского района и саму улицу Республиканскую...
В этом нет ничего удивительного. Общая тенденция снегоочистительного процесса такова, что снежную пыль сдувают с помощью техники, руководствуясь строгим распоряжением в первую очередь обихаживать дороги, относящиеся к первой категории, а уж потом заглядывать в «притоки» главных магистралей города. Скажем, проспекты Московский, Толбухина, Ленинградский, улицу Республиканскую надо очистить непременно во избежание дорожных пробок. А улицы типа Пионерской, Рыбинской, Болотной, где нет интенсивного движения пассажирского транспорта, могут и подождать. Потому как они – «второй сорт». Но ведь техники, способной разгребать снег в Ярославле, не так уж мало – более 200 единиц.
Несмотря на то, что самой «горячей точке» города – Октябрьскому мосту уделяется максимум внимания (здесь уборка идет более тщательно), аварии на единственной в городе переправе случаются чуть ли не ежедневно. В конце прошлой недели с небольшим промежутком столкнулись на мосту шесть автомобилей, один из которых, пролетев шесть метров, перевернулся. В ГИБДД утверждают, что дело там было не в плохом уходе за дорогой, а в виновности самих водителей, не соблюдающих либо скоростной режим, либо дистанцию. Дескать, вообще сложно определить точно, по какой именно причине произошло то или иное ДТП, поскольку попавшие в аварию валят на что угодно, в том числе на гололед, плохие дороги, лишь бы себя выгородить. И вообще, мол, нет в отчетности такой причины дорожного происшествия, как «плохие дороги».
Зато есть статистика. К примеру, нынче в январе на дорогах области произошли 53 аварии, погибли десять человек, семьдесят получили ранения. В том же месяце прошлого года было 44 столкновения, шесть человек погибли, 41 – ранены. В том, что в январе 2005 года было более скользко, нет никакого сомнения. Значит, все-таки реальная зависимость от погодных условий существует.
Между тем качество работы дорожных служб отражается, скажем, и на деятельности почты. Начальник почтового отделения № 7 Татьяна Громова сетует на то, что из-за нечищенных дорог и дворовых территорий на улицах Урочской, Болотной, Цветочной, Маяковского, Заливной, в Парковом поселке почтальоны не могут добраться до своих клиентов.
– Утром сегодня ушли с почтой и пенсиями семь человек, а вернулись только двое, – сообщила Татьяна Геннадьевна (времени было уже около двух). Особенно сложно работать в частном секторе, снег здесь никто не чистит. Вот и боюсь, не застрял ли кто из моих подчиненных в посадском сугробе...
В районах тоже не все спокойно. Очевидец из Некрасовского сообщил, что с утра по главной улице поселка – Советской вообще транспорт не ходил, потом с грехом пополам движение восстановилось, но «одноколейное» – по очереди двигались машины то в одну, то в другую сторону. Несколько легковушек стукнулись боками, изрядно их помяв. В Ростове накануне снегопада за сутки не случилось ни одной аварии, а в понедельник сразу пять. Примерно та же самая статистика в Угличе, Рыбинске...
Ситуация может измениться только в том случае, если ответственность чиновников за результат своего труда будет не бумажной, а настоящей, как, например, в Финляндии. И тогда у нас будет гораздо меньше гибнуть людей в мирное время на обыкновенных дорогах...