В заветные воздушно-десантные войска Алексей попал в 1994 году после тщательного отбора. Служил в Ставрополье. Всего полгода служба была для него и его товарищей мирной. В декабре ставропольские десантники, оказавшиеся, как говорится, в нужное время и в нужном месте, просто обречены были одними из первых ступить на тропу войны, по которой их повел тогда военный министр Грачев.
– Нам объявили двухсуточную готовность, – вспоминает Алексей. – 2 декабря приехали в Беслан. Была поставлена задача – охранять бесланский аэропорт. Через две недели новый приказ – взять под контроль железнодорожный вокзал в Грозном.
О том бое, что на многие годы вперед определил судьбу Алексея, он вспоминать не любит. Да и что тут особенно вспомнишь после того, как под тобой взорвалась мина... Одним из первых оказался рядом с тяжелораненым другом однополчанин Миша Игнатов, с которым Алексей знаком еще с младших классов.
Потом был госпиталь во Владикавказе. Там Алексей пробыл недолго, а вот в подмосковном военно-морском госпитале пришлось задержаться на несколько месяцев. Первой, кто посетил Алексея в больничной палате, была его классный руководитель, учитель ярославской школы № 46 Валентина Яковлевна Громова, о чем бывший ее ученик и сегодня вспоминает с особой теплотой.
Сколько горьких дум передумал, сколько ночей бессонных провел Алексей на больничной койке – только одному ему и Богу известно. Но молодость постепенно брала свое. Да и не так остро воспринималось случившееся с ним самим, поскольку вокруг были такие же опаленные войной бойцы.
Возвратившись после лечения в Ярославль, мужественный, знающий себе цену Алексей не пропал, не затерялся среди тех, кто сломался, захандрил, безвольно погрузился в бесконечные и бесплодные причитания по загубленной молодости. Шаталов не понимает, как это можно в самом расцвете сил, в родном городе, среди друзей и любящих тебя близких людей не ощущать себя полноценным человеком, у которого есть будущее. Не хочет кавалер ордена Мужества Алексей Шаталов сидеть в четырех стенах. Он любящий и любимый муж, отец первоклассницы Дашеньки.
Пожалуй, среди родов войск Российской армии ВДВ – наиболее сплоченная воинская «диаспора». В Ярославле существует объединение «ВДВ – боевое братство», возглавляемое в прошлом военным – Николаем Чупиным. Это он «отвоевал» у мэрии двухкомнатную квартиру для молодой семьи бывшего десантника Алексея Шаталова. Летом этого года ярославские «вэдэвэшники» встречались с коллегами из ивановской десантной дивизии, бойцы которой регулярно проводят военные сборы в лагерях под Костромой. Среди ивановской десантуры есть офицеры, вместе с которыми Алексей Шаталов начинал в середине девяностых чечен-скую кампанию.
Алексей производит впечатление человека, уверенного в себе, спокойного за будущее своей семьи. Эта уверенность, разумеется, имеет свои корни. Большую помощь в реабилитации, в приобщении к гражданской жизни оказывает бывшим бойцам горячих точек Национальный военный фонд. Благодаря ему Алексей Шаталов как инвалид войны получил бесплатно высококачественный протез, кроме этого, фонд выделил материальную помощь на лечение – 15 тыс. рублей.
В феврале исполнилось три года со дня образования Ярославского регионального отделения НВФ, созданного в России по инициативе Президента России В. В. Путина. Одна из главных целей фонда – социальная поддержка семей военнослужащих, погибших (пострадавших) в ходе боевых действий на Северном Кавказе, начиная с 1994 года.
– Каким образом формируются средства фонда? – этот вопрос мы задали руководителю Ярославского отделения НВФ полковнику в отставке Владимиру Губаренко.
– Наша организация общественная, так что вся деятельность фонда осуществляется за счет добровольных пожертвований граждан и организаций. В нашей области наиболее крупные пожертвования поступили от НПО «Сатурн», шинного завода, «Техуглерода», за что мы очень признательны руководителям этих организаций. На средства фонда на территории области уже приобретено 16 квартир на сумму 7 млн. 800 тыс. рублей. Сорок пять человек получили помощь на лечение и другие неотложные нужды на сумму свыше 2 млн. рублей.
– Каков механизм получения помощи нуждающимся?
– Он прост и совершенно прозрачен. Силовые службы и ведомства готовят списки претендентов на жилье, оформляют все необходимые документы, а фонд оплачивает приобретаемые квартиры или дома и строго следит за тем, чтобы при подборе приобретенного жилья не было никаких нарушений.
О масштабах расходов общероссийского НВФ на улучшение жилищных условий, лечение, материальную помощь можно судить по такой цифре: с сентября 1999 года по август 2004 года на реализацию благотворительных программ было потрачено без малого один миллиард триста миллионов рублей. За этот период помощь фонда получили более 15 тысяч семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.