Они жили в семейном общежитии в ужасных условиях. Капитолина Павловна работала на моторном заводе, училась в автомеханическом техникуме на вечернем отделении. Павлик подрастал, пошел в сад. Он еще не выговаривал всех букв, а уже заявил воспитателям, что обязательно станет летчиком. Когда сыну исполнилось пять лет, мама решила отвезти ребенка к морю и купила билеты на поезд. А Павлу очень хотелось лететь на самолете, и он долго уговаривал маму поменять билеты.
Рос добрым, спокойным мальчуганом, на родительских собраниях матери не приходилось за него краснеть. В школе № 27 Павла Ефимова помнят до сих пор. Он хорошо учился, был, как говорят учителя, примером для одноклассников. Очень любил читать. Больше всего его увлекали приключенческие книги, от рассказов о летчиках паренька просто нельзя было оторвать. Еще он обожал собирать модели самолетов, вся комната была заставлена и завешана ими.
Павел хотел стать военным летчиком, по окончании школы поехал в Москву поступать в авиационный институт, но не прошел по состоянию здоровья. Виной всему оказались воспаленные гланды. Обидно было очень, но пришлось вернуться домой. Добился своего другим путем: в больнице удалил гланды, а затем пошел в ярославский аэроклуб в Карачихе, где готовили вертолетчиков. Потом без особых усилий Павел поступил в Сызранское высшее вертолетное училище.
Так как и в училище Павел был одним из лучших, по окончании молодого лейтенанта направили служить в Германию. Он уехал туда с женой, а вернулся еще и с сыновьями Василием и Семеном.
В мае 1987 года Павел приехал домой в отпуск. Сказал маме, что на год уезжает в командировку. Не куда-то конкретно, а просто – в командировку. Капитолина Павловна сразу же догадалась – в Афганистан. Конечно, она была категорически против того, чтобы единственный сын ехал на войну. Но убедить его остаться было не в ее силах:
– Он сказал, что давал присягу, к тому же состоит в партии, поэтому ослушаться приказа не может.
Перед отъездом Павел пообещал матери, что обязательно вернется.
Все лето их готовили на одной из военных баз Таджикистана. Первого сентября Капитолина Павловна позвонила туда сыну, но ей сказали, что его уже отправили в Афганистан.
С этого момента жизнь превратилась в кошмар.
– Что бы я ни делала, куда бы ни посмотрела, перед глазами у меня, словно какое-то наваждение, стоял красный гроб, – со слезами на глазах вспоминает Капитолина Павловна.
Однажды в окно врезалась какая-то птица. Плохая, очень плохая примета. Женщина выбежала на улицу, чтобы посмотреть, жива ли она. Птицы не было. Ночью приснился сын – среди множества военных. Он произнес: «Мама, я пошел». Капитолина Павловна закричала: «Сынок! Тебе же не сюда!», но Павел исчез. Женщина проснулась от своего крика. В этот же день она узнала, что сын погиб при выполнении боевого задания.
Военная часть, где служил Павел, находилась в самом Кабуле. Он успел отслужить здесь совсем недолго – 14 вылетов. На пятнадцатом ему надо было высадить в горах отряд десантников. Площа-дка для посадки была очень маленькой, задание – довольно рискованным. Поэтому один из членов экипажа лететь отказался. Павел же был не из таких...
Вертолет над ущельем сбила ракета. Удалось выжить лишь механику, которого вышибло из разбитой машины.
После гибели Павла Капитолине Павловне пришло запоздавшее в пути письмо от сына. В нем он просил маму не беспокоиться, писал, что на других аэродромах постоянно стреляют, а у них все тихо.
Пережить страшное горе помогли внуки. Когда отец погиб, Васе было три годика, Семе – полтора. Младший папу совсем не помнит, а в памяти старшего отпечатался тот день, когда они в Германии ходили на рыбалку. Оба выросли хорошими людьми. Василий учится в педагогическом институте, Семен заканчивает радиотехническое училище. Бабушка говорит, что они взяли от отца все лучшее.