Наверное, не стоит повторять всех кочующих из отчета в отчет достижений социальных служб на горячем ветеранском поприще. Возьмем только некоторые цифры из сообщений на оргкомитете начальника управления по социальной политике администрации области Татьяны Бондаревой.
В прошлом году участникам войны и по льготам, приравненным к ним, бесплатно поставлено пятьсот телефонов, 244 человека по медпоказаниям получили личный автотранспорт, выдано семьсот санаторных путевок. Началось строительство восьми жилых домов на 195 квартир в Ярославле, Пречистом, Новом Некоузе, Некрасовском. В 2004 году было выделено на это и освоено 37,6 миллиона рублей, еще 107 миллионов заложено в областном бюджете на год нынешний.
Председатель областного комитета ветеранов и инвалидов войны и военной службы Георгий Плотников эту информацию в ходе заседания подкорректировал так. Семьсот нуждающихся – да, получили санаторные путевки, триста из них уже отдыхают. Но заявлений-то было подано шесть тысяч! Очередь инвалидов на получение автотранспорта растянулась на девятьсот человек. Более двухсот главных героев страны до сих пор не заслужили у нас домашних телефонов, шестьсот – не имеют благоустроенного жилья.
Если вопрос с бесплатным проездом льготников на городском общественном, муниципальном и пригородном транспорте в нашей области с повестки дня снят, то положение в целом с обязательствами государства по социальному пакету услуг, по словам Плотникова, «более чем тревожное». В комитете ворох жалоб на длиннейшие очереди в больницах: запись – на два – три месяца вперед. Прием длится минут десять, и еще не меньше четверти часа уходит, чтобы доктор выписал по новой форме рецепт.
– Перегрузки у них, – невесело пошутил Георгий Михайлович, – как у космонавтов, пяти – семи – десятикратные.
В полной запарке и участковые врачи. На оргкомитете привели печально-курьезный случай с инвалидом войны Серафимой Д., живущей в Ярославле на Первомайской улице. Она уже десять лет не выходит из дома. Как-то пожаловалась приходящему врачу: мол, стала хуже себя чувствовать, надо бы медэкспертам показаться. И получила совет... съездить на обследование.
Самый главный вопрос ветеранов федеральным властям такой. Как никто другой ждут они славного шестидесятилетия. Потому как сами добывали одну на всех Победу. А еще потому, что понимают: следующей круглой даты встретить им скорее всего не придется. Даже тем, кто ушел на фронт безусыми юнцами, восьмой десяток. Так зачем, спрашивают они, глядя в сторону кремлевских твердынь, надо было именно сейчас вносить сумятицу в головы старых людей так называемой «монетизацией льгот», вынуждая их выходить с протестами в пикеты и на митинги?
Стойкий противник всяческих сумятиц, губернатор Анатолий Лисицын, ведя расширенный оргкомитет, страстям разгуляться не позволил. Никому из глав администраций муниципальных округов слова не предоставил. Дескать, знаю, о чем будете говорить – сколько кому денег надо, а их нынче не хватает всем. Просил вплотную и адресно заняться ветеранскими бедами и обидами. Всех проб-лем к 9 Мая не решить, но все обещанное должно быть выполнено – отговорки не принимаются.
А еще дал председатель-ствующий такую информацию, и не просто к размышлению, а и к засучиванию рукавов. Показал всем выпущенный недавно в Ярославле альбом памятников и памятных мест боевой славы по всем округам. Если, согласно заключениям экспертов, 82 памятника находятся в отличном состоянии, а еще 33 – в хорошем, то почти сорок – лишь в удовлетворительном, и значит, без отлагательств должны быть приведены в порядок.
Тему «короткой памяти» старые солдаты со знанием дела поддержали. В планах комитета – перед праздником выступить с обращением об истинной цене Победы, серьезно поговорить об этом на весенней конференции «Великая Отечественная война и современность», дав на ней достойный отпор фальсификаторам истории.
Ветераны также постараются, чтобы у многотомной областной «Книги памяти» появилось приложение – с архив-ными материалами, поступившими в облвоенкомат из Калининградской области. Известны имена и места захоронений ярославцев – их около тысячи, – погибших в Восточной Пруссии в боях и концлагерях. В «Книге памяти» они до сих пор числятся без вести пропавшими.
Без заклинаний о «неоплатном долге» властей перед боевыми ветеранами на этом многолюдном заседании, слава богу, обошлось. На то и долги, чтобы их отдавать, «неоплатный» же все равно придется, поелику возможно, сокращать, тем паче, если это людям было обещано. И хорошо бы власть предержащим не тратить зря свою драгоценную энергию.
Не далее, как в день последнего, посвященного снятию ленинградской блокады пленума совета городской ветеранской организации, где речь тоже шла больше о хлебе насущном, выяснилось, что власть старых солдат бережет и защищает... даже от них самих.
Поутру участников и гостей пленума встречал в мэрии у парадной лестницы милиционер. Он вежливо, но настоятельно требовал от всех подряд открывать сумки и показывать, что в них. Ветеран, подошедший к лестнице одновременно с автором этих строк, столь же вежливо и не менее решительно сумку открывать отказался.
Возникшая неловкость разрешилась тем, что гость мэрии прошествовал мимо слегка подрастерявшегося стража порядка с гордо поднятой головой.