ФОМС ДЛЯ БИТЬЯ
У ярославского ФОМСа плохая репутация. В этом виноваты и мы, журналисты. Толстая подборка материалов, вышедших в разных изданиях, прямо-таки сочится желчью. Ради справедливости нужно сказать, что фонд время от времени давал для этого основания.
И нынешний исполнительный директор фонда Сергей Желткевич, приступивший к работе год назад, изначально был под лупой. Или под прицелом.
На заседании комиссии Желткевича начали бить заочно, еще до его появления. Не впервые на моих глазах проделывался фокус с нагнетанием неприязни к фигуранту уже за то, что мы здесь, а его нет. Классический ход: человек приглашается на определенный час, а его вопрос начинают рассматривать раньше. Не знаю, было ли это сделано сознательно или просто потому, что так получилось.
Но это дало возможность рассмотреть вопрос о сокращении расходов на содержание дирекции ФОМСа в отсут-ствие Желткевича, что, на мой взгляд, было и нелогично, и не вполне корректно. Нужно было дать возможность исполнителю защитить свою позицию. К сожалению, депутаты обошлись без этой формальности и приняли решение: «Фонд за первое полугодие истратил восемь миллионов на содержание дирекции, значит, на год будет шестнадцать. А то, что мы раньше утвердили двадцать, ничего страшного, добавим в другие статьи».
По поводу этих цифр я впоследствии получила комментарий руководства фонда: «Структуру фонда необходимо привести в соответствие с федеральными нормативами – это уже решено. Процесс этот требует расширения штатного расписания, оборудования новых рабочих мест и, соответственно, увеличения расходов во втором полугодии. Общая цифра не выходит за рамки утвержденного бюджета. Все было согласовано с правлением».
Потом приступили к обсуждению представления прокурора: бюджет фонда, который в соответствии с законом должен быть таким, чтобы обеспечить выполнение территориальной программы государ-ственных гарантий оказания жителям Ярославской области бесплатной медицинской помощи, сведен с дефицитом. На 2005 год там заложено денег меньше, чем нужно для реализации программы.
У меня сложилось впечатление, что многие и без обсуждения понимают, почему это сделано. Как образно выразился один из присутствовавших на комиссии: «Есть дефицит – есть дотации». Наш регион – донорский. Если делать бюджет бездефицитным, то мы никогда не дождемся денег из федерального центра. А так – получаем. Кстати, это обычная практика для многих регионов и бюджетов, о чем достаточно громко говорили и на комиссии.
Но закон суров. И его соблюдение, которого абсолютно справедливо требует прокурор, иногда не позволяет на практике создать более выгодную для области ситуацию. Если точно следовать букве, то можно потерять в цифре, если опираться на стандартные нормативы и требования, ярославцы могут в результате получить меньше медицинской помощи.
Затем на комиссии рассмотрели результаты проверки фонда контрольно-счетной палатой. В нем отмечено нецелевое расходование фондом 615 тыс. рублей на питание сотрудников и рекомендовано возместить эти средства в текущем году по статье, предназначенной для расходов по оплате труда. Еще отмечено, что фондом не принимаются своевременные меры для взыскания задолженности по взносам за неработающее население; рекомендовано при выполнении управленческих функций не допускать неэкономного и не-эффективного расходования средств, а также не допускать преждевременного и в большем объеме финансирования государственных контрактов.
Под «неэкономным расходованием» имелись в виду 46 тыс. рублей, истраченные на ремонт помещения фонда, 50 тысяч эксплуатационных расходов по типографии и 62 тысячи, потраченные на страхование автотранспорта фонда.
Все обсуждение было несколько сумбурным и, на мой взгляд, не очень конструктивным. Фонд выглядел сборищем двоечников. Желткевича не слушали.
Комиссия решила поддер-жать предложение о передаче материалов контрольно-счетной палаты в прокуратуру, отметить неэффективную работу правления фонда и утвердить секвестированный бюджет. Символичным показалось замечание председателя комиссии Веры Никольской в процессе голосования за решения: «Уважаемые депутаты, может, не все понятно?»
К сожалению, всем все было понятно. И я, повинуясь здоровому желанию заступиться за притесняемое меньшинство, даже если это меньшинство и виновато в чем, пошла читать документы и разговаривать с Сергеем Желткевичем. Нужно было разобраться в сущности претензий.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
– Сергей Николаевич, сколько вы тратите на содержание фонда?
– 1,7 процента доходной части бюджета при нормативе не более 3 процентов.
– Бюджет срезали, несмотря на то, что приведение штатного расписания к нормативам согласовали. Как вы будете выходить из этой ситуации?
– Пока не знаю. Дело даже не в том, что наше штатное расписание значительно меньше, чем положено по федеральным нормативам. Фонду в этом году еще добавили работы, причем совсем не свой-ственной нам. Появилась новая функция – обеспечение государственной политики в области дополнительного лекар-ственного обеспечения.
– Вы, пожалуйста, не говорите круглые слова. Можно попроще, чтобы всем было понятно?
– Речь идет об обеспечении льготников бесплатными лекарствами. За нами – медико-экономический контроль. Поскольку фонд платит государ-ственные деньги за бесплатные для нас лекарства, причем платит коммерческим структурам, здесь нужна четкая система контроля. Мы перелопачиваем огромный объем бумаг. Миллионы поступивших рецептов, десятки тысяч проверенных, множество изначально отбракованных и доведенных до соответствия десятками согласований.
– Ходят слухи о том, что вами создана специальная структура для работы с этими рецептами.
– Это не так. Однако уже есть постановление правительства о том, что для этой работы должна быть создана отдельная федеральная структура, которая будет получать деньги из бюджета. Мы выполняли эту работу без дополнительной оплаты.
– Какова роль правления в деятельности фонда?
– Правление заслушивает отчеты, утверждает бюджеты. Без одобрения правления мы не предпринимаем серьезных шагов – это невозможно. Кстати, при правлении существует ревизионная комиссия, которая регулярно проверяет деятельность фонда.
– И все в порядке?
– И все в порядке. Конечно, были замечания, но они не носили такого глобального характера.
– Давайте все же обсудим замечания контрольно-счетной палаты: «Обеспечить своевременное принятие необходимых мер по взысканию задолженности страховых взносов на ОМС неработающего населения администрациями муниципальных образований». У вас есть рычаги воздействия?
– Мы пишем письма, направляем иски в арбитражный суд.
– Дела рассматриваются? Деньги взыскиваются?
– Да. В качестве реплики: в материалах к заседанию Правительства РФ «О приоритетных направлениях развития здравоохранения в Российской Федерации на 2005 – 2006 годы», в пояснительной записке к проекту закона «Об обязательном медицинском страховании» особо отмечается, что «в рамках действующего законодательства отсутствуют механизмы реализации этих обязательств». Правительство признает, что это невозможно в нынешних условиях. Но мы делаем все, что можем.
– Другие претензии: нерациональные расходы на содержание машин, типографии…
– Мы с удовольствием купили бы в свое время иномарку, в которую можно было бы не заглядывать несколько лет. Не разрешили. Купили «Волгу». Любой водитель знает, что под «Волгой» нужно лежать. Пока она была на гарантии, там сменили все, вплоть до того, что залезали в двигатель. Теперь несем дополнительные затраты. А страхуем технику, чтобы иметь возможность возмещения в случае чего – у нас ведь нет гаража.
Типография была куплена, когда мы еще должны были печатать бланки. Потом надоб-ность в ней отпала. Но типо-графия – рабочая! Всегда есть нужда в каких-то документах для различных учреждений здравоохранения. Мы наделены еще и методическими функциями, обеспечиваем материалами всех участников страхования.
– Что за компьютеры упомянуты в материалах счетной палаты?
– Мы оперируем огромными массивами данных и не можем это делать на морально и физически устаревшем оборудовании. Приобрели новое. А старую, но еще рабочую технику передали в ЛПУ по их, кстати, просьбе. Если компьютер работает только как печатная машинка, для наших задач он уже не годится. Но в любом ЛПУ ему будут безумно рады, потому что у них и такого нет! Почему не отдать? Или, как и типографию, с криком «так не доставайся же ты никому!» нужно было выкинуть в окно?
– В этом случае вы бы избежали обвинений в расточительности.
– А выкинуть еще рабочую технику – это не расточительность?
– Что с арендой и ремонтом помещения?
– Мы арендуем помещение, пытаемся привести его хотя бы в рабочее состояние, и вдруг арендодатель, частное лицо, заявляет: «Ребята, я продаю первый этаж. Мне все равно, чего вы там ремонтировали, давайте съезжайте на третий». Что было делать? Мы много раз обращались к тем же депутатам: помогите нам приобрести какое-нибудь старенькое здание, которое мы приведем в порядок. Приведу в пример соседнюю Вологодскую область, где фонд имеет соб-ственное здание и даже гараж.
– Кто о них так позаботился?
– Администрация области и Дума. Вот это нормальное отношение. Там люди спокойно работают, а не борются.
– А вы обращались за помощью?
– Конечно. Как и все предыдущие директора фонда. Но пока безуспешно.
– По поводу расходов на питание – пресловутые 615 тысяч.
– Больной вопрос. Мы платили эти деньги сотрудникам в соответствии с документами, которые являются для меня руководством к действию. Сотрудники других фондов, того же Пенсионного, такие компенсации получают. Более того, в Калининградской области создан прецедент: приказ директора фонда, которым были отменены такие же выплаты работникам, опротестован в судебном порядке. Естественно, в этом году мы не производили выплат и средства восстановлены, как и рекомендовала счетная палата.
– Есть ли у фонда достижения или только борьба?
– В последнее время мы реализовали несколько проектов, которые имеют большое практическое значение для медиков и всех жителей области. Для того, чтобы исключить двойное финансирование страховых компаний, фондом создана не имеющая аналогов в России система контроля страхового поля. Те данные, которые нам дают страховые компании (а они могут представить и 300 тысяч застрахованных, и 500. Бывает, что одних и тех же страхуют по нескольку раз), мы сравниваем с базой данных УВД и приводим все в порядок: убираем тех, кто не живет, выбыл, умер и т. д.
Создали историю страхования граждан. База данных по области уже приближается к шести миллионам. Эта история нужна лечебному учреждению для возмещения затрат на лечение пациента, который сегодня может быть застрахован в одной компании, завтра – в другой. В результате обращения к нашей базе снижаются их финансовые потери. Вот, в част-ности, по Соловьевской больнице снизили потери с 20 до 5 процентов.
Еще есть база данных по пролеченным жителям Ярославской области. Мы по этой базе можем производить разнообразные подсчеты. К примеру, сколько конкретные пациенты тратят на лечение конкретных заболеваний. Эта база используется для расчета территориальной программы госгарантий и определения тарифа на медицинские услуги.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Должна сказать откровенно: я вовсе не думаю, что Желткевич – невинный агнец, а вольные или невольные участники экзекуции – злобные волки. Но мне хотелось бы убедиться в том, что цель этих разбирательств – помощь фонду, что речь идет о наших с вами интересах, реализовать которые должен ФОМС, а не о чем-то другом.
Именно поэтому я не хочу рассматривать или обсуждать слухи и мнения, даже самые убедительные, а пытаюсь ограничиться только фактами, существенными в данном случае. Если нужно продолжить разговор, редакция готова предоставить слово любому желающему. Если это будет аргументированное слово.