ДОМ раздора
Молодежная поликлиника расположена в административном здании, построенном в 1936 году для обкома ВКП(б). В начале 80-х партаппаратчики перебрались на Советскую площадь, а в этом доме поселили университет марксизма-ленинизма и несколько общественных организаций. При этом обком официально передал здание горисполкому. В 1990 году университет умер вместе с марксизмом-ленинизмом. Сначала власти Ярославля хотели отдать неожиданно освободившееся здание больнице им.
8 Марта. Но против этого выступили пожарные – деревянные перекрытия хорошо горят, поэтому размещать здесь детский стационар не разрешили. На помещения претендовал ЯрГУ, у которого не хватало корпусов в центре города, но после долгих споров решено было все же на Советскую улицу переселить студенческую поликлинику. Раньше она базировалась на улице Пушкина. Хотя в Ярославле тысячи студентов, выделенных новому учреждению площадей оказалось слишком много, вот почему на лечение сюда направили всех школьников с 15 лет и учащихся ПТУ. Сегодня у «молодежки» 56 тысяч пациентов. Основное направление работы поликлиники – профилактика, поэтому школьники с 9-го класса и студенты регулярно проходят здесь профосмотры.
– Мы решаем, кого нужно освободить от физкультуры, проводим военно-врачебную экспертизу. В 2002 и 2004 годах после проверки центральной военно-врачебной комиссией мы заняли второе место в России по подготовке юношей к службе в армии. Показатели годности улучшились, а заболеваемость подростков стабилизировалась, – рассказывает главный врач молодежной поликлиники Нина Зайцева.
– Это учреждение и создавалось для того, чтобы централизованно контролировать работу с призывниками, – напомнил бывший облвоенком, депутат облдумы Владимир Кротик. – На областном сборном пункте не было своей врачебно-призывной комиссии. Теперь же призыв от закрытия «молодежки» не пострадает, так как военно-врачебная комиссия на постоянной основе создана при облвоенкомате.
Сейчас судьбу здания бывшего обкома обсуждают в кабинетах власти, в том числе и депутаты из разваливающейся облдумы. Бороться есть за что. На кону – четырехэтажное здание с большим подвалом, полезная площадь которого без коридоров, холлов и туалетов, подсобных помещений – 2100 кв. метров. Там есть большой зал, два малых, где можно было бы вести заседания постоянных комиссий.
– Я обследовал все сооружения, более или менее пригодные для размещения облдумы, и не вижу другого варианта, кроме «молодежки», – оценил возможные перспективы переселения вице-спикер облдумы Валерий Шамин.
– Из-за этих абсурдных притязаний думцев, – говорит Нина Зайцева, – коллектив поликлиники волнуется, у 270 сотрудников возникает чемоданное настроение. Около миллиона рублей потребуется на демонтаж медоборудования и капремонт помещений. Не будут же депутаты сидеть в кабинетах, стены которых выложены кафельной плиткой.
В настоящий момент мэрия Ярославля не приняла решения о передаче здания «молодежки». Но думцы не намерены закрывать вопрос о бывшей партийной собственности. Варианты переселения регионального парламента должна обсудить созданная по решению губернатора Анатолия Лисицына специальная комиссия, в состав которой вошли и трое депутатов. Но она еще не собиралась. Во всяком случае думцы ждут от мэра Виктора Волончунаса, за которым последнее слово, вполне определенного ответа. Пока он предлагает региональным парламентариям переехать в клуб «Гигант». Напомним, недавно это учреждение было передано областной филармонии.
– Кабинеты молодежной поликлиники не совсем подходят для лечебной работы, даже водопровод – времянка, – уверен заместитель председателя комиссии по социальной политике облдумы Владимир Молодкин. – Несколько лет назад мы обсуждали вопрос о расформировании «молодежки». Но поскольку она является собственностью мэрии Ярославля, одного нашего желания мало.
Врачей ждут в районах
– Мы ни в коей мере не ведем речь о ликвидации «молодежки»,– подчеркивает Валерий Шамин, – а просим мэрию разместить ее подразделения в районах, приблизить к месту жительства студентов возможность оказания им медицинской помощи.
Впрочем, смогут ли в районных поликлиниках найти кабинеты для новых врачей, думцы не выясняли. И очень маловероятно, что подобная «рокировочка» будет способствовать сокращению очередей.
– Городу Ярославлю такая поликлиника нужна, это не подлежит никакому сомнению, – считает начальник управления здравоохранения мэрии Галина Моргунова. – Ее работа нас полностью устраивает. Недавно комиссия Минздравсоцразвития признала ярославскую «молодежку» школой передового опыта. Около ста таких поликлиник работают в 36 регионах России.
– Ко мне еще несколько лет назад обращались родители, которых не устраивает работа этого учреждения, – не соглашается с горздравом Владимир Молодкин. – Пятнадцатилетние школьники вынуждены ездить сюда из Брагина и с Липовой горы без контроля родителей. Не для каждого это удобно.
В сентябре 2004 года на заседании комиссии по социальной политике ряд депутатов муниципалитета потребовали вернуться к старой схеме, когда в каждой районной поликлинике имелся подростковый врач. Депутаты-главврачи удаленных от центра больниц Елена Дементьева и Сергей Вундервальд считают, что зачастую медпомощь подросткам трудно-доступна. Их поддерживают и директора школ, расположенных в спальных районах.
– Я за 13 лет своей работы видел в школе подросткового врача только два раза – во время проверок, – рассказал Виктор Кузнецов, директор школы № 88. – В районных поликлиниках подростков не принимают. Больным приходится ездить в «молодежку», а от Липовой горы далековато до центра.
Директор школы № 2 Лидия Семенова возмущена, что подростки постоянно отвлекаются от занятий, неделями пропадая в молодежной поликлинике на профосмотрах.
– Может быть, восьми врачам проще приехать к нам, чем 150 человек вести в центр города, – предлагает директор школы № 90 Сергей Терех.
– Если мы отправим врача в район, его больным в «молодежке» придется ждать. Для нормальной работы нам не хватает 14 ставок подростковых терапевтов. Мы пытались проводить профосмотры в школах, но не добились нужного качества, – возражает Нина Зайцева.
Главврач «молодежки» год назад смогла убедить депутатов, что в принципе система работает нормально. Во вверенном ей учреждении есть квалифицированные специалисты и диагностическое оборудование, которым не располагает ни одна поликлиника города – два импортных фибро-гастроскопа с видеокамерой, два аппарата УЗИ – японский и немецкий, электроэнцефаллограф. Да и свободных помещений в районах, куда ее можно перевести, нет.
– Мы доброжелательно относимся к подросткам и обеспечиваем доступную комплексную медпомощь, – отстаивает свою позицию Нина Зайцева. – Прием ведется безотказно в день обращения, больших очередей, кроме как на УЗИ, нет. Конечно, подождать 30 – 40 минут приходится, зато у нас нет талонов на прием, на анализы, как в других поликлиниках, где с пяти часов люди занимают очередь, чтобы получить «явочку».
Сейчас в коридорах «молодежки» немноголюдно. Толпы начнут собираться во время осеннего призыва и профосмотров. Особенно много людей бывает, когда разом приходят сот-ни школьников, не прошедших осмотр вовремя. Тогда подрастающее поколение пробивает путь к заветной двери едва ли не кулаками.
– Очереди действительно бывают – порой можно ждать часами. А иногда бывает и свободно. И все же не очень удобно ездит в центр, если живешь на Резинотехнике, а учишься на Московском проспекте. А куда нам деваться? – говорит студентка ЯГТУ Наташа.
– А и не нужно ездить в «молодежку» больному с температурой из отдаленных районов, – объясняет Галина Моргунова. – Если подростку нет 18 лет, он может обратиться в детскую поликлинику, если студент – во взрослую по месту жительства. Нынешние молодые люди избалованы, они не хотят ждать приема даже 15 – 20 минут.
– Если нас закроют, то студенты и школьники не получат и того доступа к медпомощи, который имеют, – предрекает Нина Зайцева. – Возвращение подростковых врачей только ухудшит ситуацию. Участковые терапевты, да и специалисты, работающие с пенсионерами и инвалидами, просто не будут замечать патологий у молодежи. Надо знать специфику организма подростка. А куда денутся восемь тысяч иногородних студентов, которых ни одна другая поликлиника города сейчас не принимает? У многих приезжих студентов нет даже полисов ОМС. Приходится принимать без них.
Главврач «молодежки» утверждает, что письменных жалоб на работу поликлиники нет. Правда, она соглашается с тем, что случайные люди – а другие в регистратуру на оклад в 900 рублей и не идут – нередко теряют карточки пациентов. Однако в конце концов документы все же находят, уверяет главврач.
Коррупции не нашли
Депутатам облдумы, которые добиваются расформирования «молодежки», не нравится, что в поликлинике якобы зарабатываются немалые деньги.
– Идти в «молодежку» разбираться, сколько туда коммерческих организаций пустили, я не имею права. Но, судя по тем вывескам, что облепили здание, их около десятка, – недоволен Валерий Шамин.
– Да, подвалы поликлиники сдаются в аренду, но эти помещения не приспособишь для медицинских целей, – парирует Галина Моргунова. – Если бы не пускали арендаторов, то и содержать в хорошем состоянии подвалы лечебному учреждению было бы сложнее. На четвертом этаже арендует помещения фирма «Альтаир». Она оказывает медуслуги, которые не обеспечиваются страховым полисом. Арендаторы все платежи вносят в бюджет города через КУМИ.
Еще одна скандальная тема – оказание в «молодежке» услуг за плату. Нине Зайцевой часто звонят родители и жалуются, что врачи «дерут непомерные деньги» за выдачу справки в бассейн.
– Подростки утверждают, что с них требуют 200 рублей, а на самом деле справка стоит 59 рублей, – отвергает обвинения Нина Зайцева. – У нас платны только услуги, закрепленные программой ОМС, утверждаемой областной администрацией. Это власти установили, что справка для поступления в вузы для граждан старше 18 лет стоит 240 рублей. Но несовершеннолетние школьники получают эти справки бесплатно. Мы в год зарабатываем около 400 тысяч рублей, тогда как другие больницы – по нескольку десятков миллионов.
Возник вопрос и о якобы существующих нелегальных доходах врачей «молодежки». Некоторые областные СМИ утверждали, что медики берут день-ги за выдачу студентам справки для освобождения от физкультуры. Следователи УВД проверили эту информацию и никаких доказательств «коррупции» не нашли.
Итак, борьба за здание «молодежки» продолжается. Но, видимо, ее судьба предопределена. Реформаторы из Минздравсоцразвития намерены постепенно вытеснить специализированные поликлиники, заменив участковых терапевтов на семейных врачей. Так что думцы, похоже, просто хотят оказаться впереди паровоза. А то вдруг найдутся другие желающие занять отличное здание в историческом центре города.