Страшная цифра: 89,8 процента старшеклассников употребляют алкоголь. И цифра эта честная, не взятая с потолка. Было проведено анонимное анкетирование почти пяти тысяч подростков в 30 школах, профучилищах Ярославля, Тутаева, Рыбинска, Ярославского и Ростовского районов. Вот лишь некоторые данные. Первая проба алкоголя происходила чаще всего в возрасте 13 – 14 лет (35,9 процента) и 10 – 12 лет (29,8), причем 13,2 процента опрошенных впервые по-пробовали алкоголь в возрасте до 10 лет. В ежедневном употреблении алкоголя (преимущественно пива) признались 5,1 процента учащихся. Систематически (один-два раза в неделю) выпивают 17,1 процента опрошенных, с частотой один-два раза в месяц – 31,5 процента.
Из алкогольных напитков подростки предпочитают пиво, причем 53,5 процента из них могут выпить за один раз более бутылки. Вино употребляют 78,2 процента учащихся. Настораживают дозы: 32,5 процента – более одного стакана, 11 процентов – бутылку и более. 42,5 процента опрошенных признались, что они употребляют водку: разовая доза 250 г – 12,7 процента, а 4,5 процента – бутылка и более. Большинство подростков (свыше 70 процентов) выпивают преимущественно в компании свер-стников, около 12 – с родственниками.
1660 человек (34,2 процента) отметили, что неоднократно напивались чрезмерно. Поэтому неудивительно, что употребление алкоголя у 47,4 процента учащихся приводило к социальным проблемам: конфликтам с родителями, неприятностям в школе, задержанию милицией и т. д. Наиболее частая причина, по которой подростки выпивают, – для усиления чувства радости.
При ответе на вопрос «считаешь ли ты, что пиво пить так же вредно, как и другие спиртные напитки?» 28,1 процента учащихся ответили отрицательно и 25,4 – затруднились с ответом.
Немного отвлечемся от цифр и посмотрим правде в глаза: о какой профилактике, о каком разъяснении того факта, что пивной алкоголизм один из самых страшных, ползучих и трудноизлечимых, может идти речь, если из телевизора, образно говоря, просто хлещут пенные потоки пивной рекламы. То, что ее теперь можно показывать лишь после 22 часов, ситуацию мало изменило: большинство подростков только к этому времени «подтягиваются» к телевизорам.
Однако вернемся к итогам анкетирования, к той их части, что касается наркомании. 10,6 процента признались в том, что они пробовали наркотики. 10,3 процента из них впервые попробовали наркотик в возрасте до 10 лет. В качестве основных причин, побудивших попробовать наркотик, подавляющая часть подростков назвала следующие: любопыт-ство, желание испытать новые ощущения, за компанию.
У большинства подростков (32 процента) употребление наркотика ограничилось единичной пробой, 30 процентов пробовали наркотик несколько раз, 23 процента употребляют наркотики время от времени, 14,9 – достаточно регулярно, а 6,9 процента – признались в ежедневном употреблении. Кроме того, систематически (2 – 3 раза в неделю) употребляют наркотические вещества 3,4 процента опрошенных.
27,6 процента знают, где можно купить наркотики, у 15,1 процента в окружении есть наркопотребители, а 19,3 – предлагали попробовать наркотики, более того, было зафиксировано шесть случаев насильственного вовлечения в наркоманию, тогда как в прошлом употребление наркотиков носило добровольный характер. Из всех опрошенных школьников 10,8 процента признались, что хотя бы раз токсикоманили.
Краткий комментарий к ситуации дал главный детский нарколог области Александр Волков:
– Положение действительно угрожающее. Анкетирование дало реальную картину, которая сильно отличается от официальной статистики. Вообще сложилась парадоксальная ситуация: взятых под наблюдение больных несовершеннолетних все меньше (а именно они отражены в статистике), но число злоупотребляющих психоактивными веществами детей и подростков растет. Это можно объяснить рядом причин: с одной стороны, многим из них исполнилось 18 лет, и они автоматически попали в группу зарегистрированных взрослых больных; с другой – подростки и их родители соглашаются общаться с наркологом только на условиях анонимности, при отсутствии постановки на официальное наблюдение. Большинство родителей и несовершеннолетних по-прежнему опасаются возможных социальных последствий и ограничений в связи с постановкой на наркологическое наблюдение.