Ветер явно дул со стороны Южного промузла. С проспекта Толбухина установки ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» видны как на ладони. Источник запаха вроде бы очевиден. Тем более, что недавно аварийный выброс ядовитого газа на установке сероочистки ЯНОСа действительно был и стоил жизни сварщику, работавшему на ее ремонте. Мы обратились за комментариями в ряд экологических служб области, призванных заниматься мониторингом атмосферного воздуха и определять виновников его загрязнения.
– К сожалению, как раз сейчас мы лишены возможности вести автоматический отбор проб в ночное и воскресное время, – сообщила заместитель начальника по мониторингу облгидромета Ольга Козлова. – Днем регулярно отбираем пробы, но только до 19 часов. Ночью на вахту должен заступать автоматический пост «Проба», который у нас установлен как раз на пути выбросов на город со стороны НЯНПЗ на улице Рыкачева. Но этот прибор-автомат в мае вышел из строя. Мы отправили его на ремонт и только сейчас получили. Установим через неделю. Так что ничего конкретного о ночном выбросе и его источнике сказать не можем.
В облгидромете нам посоветовали обратиться за комментариями к санитарным врачам.
Недавно служба санэпиднадзора разделилась. Контроль за экологической и медицинской безопасностью осуществляет территориальное управление Роспотребнадзора по Ярославской области, а мониторинг и лабораторные исследования – центр гигиены и эпидемиологии, куда из областной СЭС переданы приборы и оборудование. Однако в лаборатории центра никого не оказалось, ее заведующая Елена Морушкова в отпуске.
– Весной была серия звонков и жалоб на выбросы НЯНПЗ, – сообщил начальник отдела управления Роспотребнадзора Сергей Семенов. – Представители завода свою вину отвергали. Мы предложили им пересмотреть собственную систему мониторинга выбросов. Они вели наблюдения нерегулярно, выезжали только по сигналам от жителей делать пробы атмосферного воздуха: позвонят люди ночью, а лаборанта брать пробу присылают утром. Естественно, никаких следов не остается.
Позвонили мы и на завод в лабораторию природоохранной службы ЯНОСа. Старший инженер сообщила:
– Нештатных ситуаций с выбросом сероводорода не было. Мы проводим мониторинг по своему графику и днем, и ночью. И на наш график не дуло.
Зато на город, как утверждают жители, точно дуло. Нет прибора чувствительнее носа. Только на заводе в органолептику как метод не верят. А сами заводские экологи, должно быть, принюхались. Кто в данной ситуации поможет горожанам? Похоже, остается одна инстанция, к которой можно апеллировать, – областная прокуратура. Может быть, ее сотрудники окажутся расторопнее работников СЭС и экологов?