– А почему вы его собачкой называете?
– Да потому, что собака – лучший друг человека. Они у меня все «собачки» – и львы, и обезьяны, и лисы...
Ольга – младший представитель цирковой династии Борисовых. Знаменитому семей-ству дрессировщиков в этом году исполняется 130 лет. Вообще этот сезон для семьи знаменателен круглыми датами. Ровно 40 лет служения российскому цирку отметит заслуженная артистка России Ольга Борисова. Нет, это не та Ольга Борисова, с которой мы уже познакомились у клетки с «собачкой». Это ее мать. Она тоже дрессировщица. Хотя, наверное, было бы этичнее про дочь написать «тоже». В общем, надеюсь, вы поняли: в новой программе «Львицы Африки», которая сегодня дебютирует в цирке, работают сразу две дрессировщицы. И обе они – Ольги Борисовы.
Вся жизнь на манеже династии Борисовых связана со львами. Дрессировщиками были и отец Ольги-старшей, и дед, и прадед. Но мужчины работали со львами. Ольга же взяла львиц.
– Почему?
– Вынужденно – не было в продаже свободных львов.
– А почему дрессировщики предпочитают работать со львами? Что за дискриминация по половому признаку?
– Все очень просто: парни красивее, чем девки. Поэтому и номер получается зрелищнее. Но вообще-то лев по своей природе настолько ленив, что мог бы спать 25 часов в сутки. А барышни – поживее, посговорчивее.
Сейчас в номере Ольги Борисовой-старшей работают пять львиц.
А вот Ольга-младшая, похоже, продолжит мужские семейные традиции. В этом году для нее пробрели семь львят. Все – пацаны. Собирали этот детский сад (малышам по 8 – 10 месяцев) по разным зоопаркам. Троих удалось приобрести в Абакане. Они карской породы, специалисты говорят, что это большая редкость. Но на непрофессиональный взгляд – котенок котенком. Только очень большой. Еще четыре питомца – африканские. Ольга недавно начала с ними работать. Первый выход в свет, как она надеется, состоится через год. А «красоту наберут» (по выражению цирковых) эти цари природы не раньше чем года в три-четыре.
– С детьми работать очень тяжело, – говорит Оля. – У них все как у человеческих детенышей. На любой пустяк отвлекаются. И торопить их нельзя – в головенках-то пока еще пусто. Так что главный бич дрессировщика – рутина.
– Оля, вы на манеже уже 13 лет. Что вам с прежним номером не работалось? (Ольга выступает со змеями с 10 лет. – Авт.). Мамина слава не дает покоя?
– У нас в цирке никто никогда никого ни к чему не принуждает. Я вообще не хотела работать со львами. Но мама сделала тонкий педагогический ход: дала мне львенка просто на воспитание. Как можно было не влюбиться?
– Это знакомый нам Руслан?
– Нет, ему сейчас уже четыре года, а Руське – всего полтора. Он попал к нам в десятимесячном возрасте. Это катастрофически поздно для контактной дрессуры. Но, как ни странно, он больше всех готов к общению. Пока же мой дет-ский сад подрастает, я буду по-прежнему выступать со змеями.
– И как вы с ними общий язык находите?
– Мы-то находим, а вот простые люди, нецирковые... Обычно когда мы едем куда-нибудь далеко на гастроли, то берем для себя целое купе в поезде. А в тот раз так получилось, что одно место досталось не нам. Ну, мы пришли заранее, змей своих в багажное отделение под полку сложили – все как обычно. Вдруг ночью просыпаемся от леденящего душу крика соседки по купе: она проснулась и увидела, что в центре купе удав стоит и раскачивается в такт движению поезда, да еще угрожающе шипит – тетка-то чужая! Единственное преимущество пережитого нами тогда скандала в том, что несчастную попутчицу мы больше не видели, хотя ехать еще дня два оставалось.
– А как же он сбежал, если вы спали на этой самой полке?
– Оказалось, что в багажном отсеке есть щелочка, в которую удав замечательно пролезает. В суматохе посадки мы просто эту лазейку не заметили.
– Неужели змеи различают, кто свой, кто – чужой? Мне они всегда такими флегматиками казались...
– Характер у них, я вам доложу, ого-го! – вступает в разговор Ольга-старшая. – Когда я пошла покупать вторую змею для дочери, то по неопытности проболталась вслух: «Жаль, наш-то Микки красивее!» Продавец только что не зашипел на меня, заявив, что у меня с этой змеей будут проблемы. И что бы вы думали? Однажды на репетиции влет заглотила попугая, мы и глазом не успели моргнуть. Я вот одного не понимаю. Змеи же глухие, у них нет ушей. Откуда она могла догадаться, что я о ней нелестно отозвалась?
Если вы думаете, что подобные приключения только со змеями случаются, то вы ошибаетесь. Однажды, например, у Ольги Борисовой-старшей украли...льва. Дело было во Владивостоке, в аэропорту. На секунду дрессировщица отвлеклась для оформления документов – глядь, а львенка и след простыл. Как его искали! Как в стихотворении – «ищут прохожие, ищет милиция...». Весь город стоял на ушах, потому что гастроли цирка только окончились и зрители ужасно сочув-ствовали дрессировщице. Пропажа нашлась через месяц, но в плачевном виде – пришлось даже помещать его в больницу. Самое удивительное заключается в причине, по которой злоумышленники украли львенка. Нет, они не собирались его продавать и не мечтали сделать из него домашнюю кошечку. Ни много ни мало они хотели научить льва таскать дичь на охоте, как спаниель приносит подстреленную утку хозяину!
Подобных забавных историй и невероятных приключений, которые непременно происходят в жизни любого циркового артиста, у каждой из двух Ольг Борисовых накопилось немало. Однако, согласитесь, это всего лишь закулисье цирковой жизни, оборотная сторона медали. Главное же произойдет сегодня вечером: оркестр сыграет туш, и шпрехшталмейстер объявит: «На манеже – дрессировщица Ольга Борисова и ее питомцы!» Аплодисменты!