Верить этому утверждению можно вполне, ведь оно основано на собственном опыте сотрудников ЦСО, которые совершают регулярные выезды в самые отдаленные уголки района. Людей там хоть порой и довольно мало, но работы специалистам всегда хватает. Причем полный медосмотр пожилых людей – дело далеко не всегда самое сложное: все чаще психологам приходится вести профилактические беседы с подростками. Ведь зачастую в глухих краях, дожив до шестнадцати – восемнадцати лет, они предоставлены самим себе – родители пьют, не имеют паспорта. Работники ЦСО дер-жат это на контроле. Некоторых убеждают кодироваться и потом даже помогают трудоустроиться. Когда такое удается, сотрудники ЦСО считают это своей победой.
– Меня недавно умилила такая сцена, – рассказывает Галина Плохова, врач-реабилитолог при ЦСО. – Я была в одной деревенской семье. Мы вместе с главой семейства достали документы, и он по-просил жену принести ему очки. И только она медленными, шаркающими шажками поковыляла в комнату, как четырехлетний их внучок, что рядышком играл, сорвался с места и через пару секунд принес дедушке очки. Мы учим ребятишек такому отношению к старшим, потому что только дети могут позаботиться о стариках.
В общем, приходится быть специалистами по всем вопросам. У местных зачастую одна надежда – на работников ЦСО, ведь они как единственная ниточка, связывающая их с цивилизацией.
Но, конечно, основное внимание уделяется пожилым людям и инвалидам. Многие из них остались на свете одни-одинешеньки. Дети либо спились, либо уехали в большие города. Хорошо, если хоть навещают изредка родителей, а кто-то и совсем отчий дом позабыл.
В связи с монетизацией многие из стариков отказались от льгот. Поясняют, что им выгоднее деньгами – до аптеки трудно добираться, а очередь и вовсе не выстоять. Но врачи убеждают их, что льготы необходимы – нельзя махать на себя рукой, и помогают с доставкой лекарств. Оформляют все документы, рецепты, закупают медикаменты и пересылают с кем-то из местных или сами отвозят.
– Самые распространенные болезни на селе – сердечно-сосудистые и артриты, – рассказывает Галина Плохова. – А женщины еще очень страдают варикозным расширением вен. Все это последствия тяжелого физического труда. Большинство работают на земле чуть не до последнего дня. Месяц назад я была в деревне Маслово, видела такую картину. Бабушка старенькая с палочкой стоит на огороде, потихоньку грядку вскапывает. А дедушка рядышком траву косит – тоже с палочкой. Мы все понимаем, но очень важно не перегружать себя работой, принимать соответствующие препараты.
И все же именно близость к земле помогает деревенским доживать до преклонных лет. Она хоть физические силы истощает, да духовные дает. Вот еще одна сценка из деревен-ской жизни, рассказанная Галиной Плоховой:
– Мы ведь часто созваниваемся с главами сельсоветов, они рассказывают нам, кто плохо себя чувствует, кому нужна помощь. И вот мне сообщили о почти что девяностолетней женщине, которая живет на отшибе, слаба здоровьем и ходит очень плохо. Я отправилась к ней. Встречаю по дороге бабушку с огромным тазом только что выстиранного белья, спрашиваю, как мне найти такую-то. А она и говорит: «Дочка, так это я и есть». Я так удивилась, кричу: «Что же вы таз тяжелый тащите, давайте скорей сюда! Вот еще выдумали стирать в таком состоянии. Что, помочь некому?» Она отвечает: «Дети навещают иногда. Но ведь Пасха скоро, надо, чтобы все чистое было, а у меня ручей перед домом всего два дня течет. Вот я и решила постирать, ведь весенняя вода чище грязь смывает». Меня поразили такая мудрость и стойкость.
Для одиноких больных стариков пару месяцев назад в поселке Октябрь в здании бывшей инфекционной больницы открыли отделение временного проживания на пятнадцать человек. С тех пор работники ЦСО ведут работу и по набору постояльцев. Сейчас там уже живут пятеро.
– Но есть одна проблема, которая очень мешает нашей работе, – говорит Татьяна Павлова, заведующая отделением временного проживания ЦСО. – В районе нет социальных коек, где беспомощные одинокие люди ожидали бы поселения в интернат во время оформления документов. Раньше такие койки были в больнице в поселке Волга. Но сейчас она на ремонте. Длится он уже второй год, а конца все не видно. Тем временем некоторые люди очень нуждаются в этой услуге. Например, есть два кандидата на поселение в Октябрьский интернат – житель деревни Ченцово Борис Васильевич Шведчиков и жительница поселка Борок Анна Павловна Широкова. Но мы пока ничего сделать не можем. А оформление документов – процедура небыстрая.
Работники ЦСО написали письмо с просьбой ускорить процесс ремонта волжской больницы. Будет ли от этого толк?