Груженные землей огромные самосвалы то и дело отъезжают от раскопа. Более 500 находок, которые вскоре пополнят коллекции музея-заповедника, зарегистрировано уже в этом году. Если прибавить еще около 400 прошлогодних, цифра получается внушительная.
Впрочем, один из руководителей этой археологической экспедиции Дмитрий Осипов утверждает, что за количеством находок они не гонятся, главное – качество. Найдены тонкие, изящные подвески XIII столетия. Они в таком состоянии, что немного почистить – и можно принять за новые. Крест-мощевик XVI века прекрасно сохранил выкованный рисунок. А глиняный сосуд в виде уточки из чернолощеной глины XVII века ослепительно блестит на солнце своими гладкими стенками – трудно представить, что несколько столетий он пролежал в земле. Лучшего качества находок и пожелать трудно.
– Не стыдно сдавать в музей, – говорит Дмитрий Олегович. А пришедшие на раскопки музейщики уже спорят, какой экспозиции нужнее эти интересные вещицы.
Но чтобы атрибутировать последние неожиданные находки, пришлось вызвать из Москвы антрополога. Рядом с фундаментом собора обнаружили массовое захоронение, относящееся к татаро-монгольскому периоду. Многочисленные кости и черепа взрослых и детей XIII века, найденные у старого собора, привели археологов в недоумение – ожидали чего угодно, только не этого. Антрополог, который появится в Ярославле в ближайшее время, прольет свет на историю древнего захоронения: кем были, чем болели и от чего погибли эти люди.
Но самое важное открытие археологи сделали буквально несколько дней назад: на месте раскопа находился собор, построенный во второй половине XVII века. Где стоял первый храм города, который датируется 1215 годом, пока остается загадкой.
Как правило, если церкви разрушались, то новые одноименные строились на месте старых, часто на том же фундаменте. А вот с Успенским собором, как видно, поступили нетрадиционно: сколько раз перестраивали, столько раз и выбирали для него новое место. Теперь у нас есть возможность вернуться к традиции восстановления храма на месте утраченного. Неудивительно, что и археолог Дмитрий Осипов отдает предпочтение проекту-копии Успенского собора XVII века.