Генетически модифицированные организмы – это растения, в ДНК которых введен ген, не данный им природой, а из другого организма. Он наделяет своего «хозяина» новыми свойствами: высокая урожайность, пищевая и вкусовая ценность, устойчивость к болезням, пестицидам, выносливость и др.
Почти 20 лет назад в Кельнском институте растениеводства на свет появился первый помидор-мутант. Этому томату не страшны морозы, и он целый год может храниться при температуре минус 12 градусов в незрелом виде. Если же поместить его в тепло, то через пару часов он «созреет» и будет готов к употреблению в пищу. В ответ американцы вывели сорт картофеля, который не боится колорадского жука. При тестировании этих пионеров футуристического движения оказалось, что они съедобны и даже вкусны.
Сегодня существует уже больше 260 форм трансгенных томатов, более 200 видов сои, а также пшеницы, риса, подсолнечника, огурцов, салата, яблок и других продуктов – всего больше семисот.
Из двадцати трансгенных продуктов, разрешенных для продажи в России, далеко не все можно найти в магазинах. В основном у нас встречаются модифицированные кукуруза и соя. Эти растения вообще любимы генетиками: в США 80 процентов всей выращиваемой сои модифицировано, на российском рынке процент сои-трансгена колеблется от 24 до 26.
В настоящий момент не обнаружено однозначных доказательств, что такие мутанты способны принести вред человеку. Впрочем, свидетельств полезности также не существует. Слишком мало времени прошло, чтобы исследовать их влияние на организм человека и его потомство. Медики практически едины во мнении: необходимо введение как минимум пятилетнего моратория на использование новоявленных продуктов. А самые осторожные из них считают, что о безопасности трансгенов можно будет говорить не раньше чем через 50 лет.
В каждой стране мира этот вопрос решается местными законодателями. Согласно российскому закону «О защите прав потребителей» продукты питания, содержащие более 0,9 процента генетически модифицированных ингредиентов, подлежат обязательной маркировке. Покупатель имеет право знать, что он употребляет в пищу. К примеру, 80 процентов мировой сои модифицировано. В каких продуктах соя содержится? В колбасе, ветчине, детском питании, пирожных и кондитерских изделиях, шоколаде, биодобавках, почти во всех продуктах быстрого приготовления. Так что каждый раз, когда мы употребляем в пищу импортные продукты с использованием сои, мы почти наверняка «глотаем» трансген.
Редакция газеты «Северный край» уделяет много внимания теме современных пищевых технологий, экологической и генетической безопасности питания. Так, в номере «Северного» за 17 февраля опубликована информация о том, что при исследовании продукции нескольких крупнейших столичных мясокомбинатов были обнаружены генетически модифицированные источники. Московские производители не предупредили о наличии в своих изделиях ГМИ – как правило, это соя и крахмал, входящие в рецептуру мясных продуктов.
А в специальном приложении к ежедневному выпуску «Северного края» «Экономист», что впервые вышел в свет 14 мая 2005 года, ввиду актуальности затрагиваемой темы творческий коллектив разместил материал «Ген колбасный», впервые опубликованный 27 апреля в «Российской газете». В статье рассматривается состояние дел у российских переработчиков. К чести местных мясокомбинатов, они вообще не используют в своей технологической цепочке генетически модифицированные продукты. На «Атрусе» пошли дальше: там, чтобы исключить любую случайность, все попадающее на переработку сырье проверяют в лаборатории «Центра гигиены и эпидемиологии Ярославской области» на наличие генетически модифицированных компонентов.
Трансгенные продукты – есть или не есть? – волен решать сам покупатель. Веских доказательств безопасности трансгенов нет! Но некоторые вещи уже сейчас вполне очевидны. И не случайно наши земляки отдаю предпочтение продовольственным товарам местных производителей.