Жизнь на причале тем не менее кипит. Расторопные владельцы казанок с «Вихрями» на корме попарно дежурят на обоих берегах, подхватывая желающих побыстрей перебраться на другую сторону. Цена перевоза на моторке выросла с прошлогодних 8 рублей до десяти. А вот парома, который не только машины, но и людей возил, так и нет.
Из Рыбинского порта прислали «Зарю». Билет на нее стоит 8 рублей, есть льготы для участников войны и ветеранов. Но если к отправке суденышка опоздаешь, то ждать следующего рейса придется час: пока водометный теплоход сбегает на тот берег.
На причале автовладельцы, спешащие по делам в правобережье, вынуждены оставлять автомобили и плыть на том, что подвернется.
– Без парома масса проблем, – сетует водитель «Жигулей», показывая забинтованную руку. – Вот собака покусала, нужно на перевязку и лечение в районную больницу. Сейчас свою машину брошу, сяду на лодку, а там буду голосовать. Может, кто и подбросит.
Подъехала и «скорая помощь». На левом берегу теперь даже не одна, как в прошлом году, а две бригады с «уазиками». В каждой фельдшер, медсестра и водитель. На этот раз белый микроавтобус с «03» на борту ждет плывущего на теплоходе бухгалтера из ЦРБ.
– За один рейс в правобережье приходится 150 километров наматывать, – говорит водитель «скорой». – 75 туда, 75 – обратно через Ярославль. Тяжелых больных возим в областную больницу, в Соловьевскую или имени Семашко. Если надо срочно в ЦРБ, гоню на переправу. Вчера женщину на носилках из машины на «Зарю» переносили санитары. На том берегу их «скорая» встречала.
Отсутствие парома усугубило и другие беды, свалившиеся на левобережье. Вот уже год здесь закрыто на ремонт терапевтическое отделение городской больницы по причине полной обветшалости ее здания.
Старинный больничный особняк встретил нас абсолютной тишиной.
– Больных мы перевели в более чистое здание гинекологического отделения, – говорит заместитель главврача Ирина Уханова, – но оно мало приспособлено для лечения наших больных. Здесь у нас есть помещения и для рентгеновского кабинета, перевязочной, лаборатории, и туалеты отдельные, удобные, и пищеблок. Было даже свое подсобное хозяйство. Все палаты на 3, 4, 5 человек, а всего на 25 коек. Место тихое, на берегу Волги, больным есть где прогуляться. В гинекологическом мы смогли организовать только две палаты – мужскую и женскую. На мужские койки даже очередь.
– Плохо здесь, – жалуются больные. – Туалет на всех один. На рентген, на анализы надо ехать в другое место. А машины, мотоциклы газуют под окнами днем и вечером. Дом стоит на центральной, шумной улице. Выйти погулять некуда.
Несмотря на все проблемы, есть и положительные сдвиги в жизни левобережья. Администрация округа занялась уличным освещением, строит хоккейный корт, ввела в строй уютную небольшую баню, париться в которой полюбили даже жители правобережья.
– Делаем все возможное, чтобы люди на левом берегу не чувствовали себя брошенными, – прокомментировал ситуацию первый заместитель главы ТМО Вячеслав Шабалин.
Начавшаяся в стране административная реформа во многом нарушила муниципальные планы. Отсюда неприятности и с переправой. Хозяева парома запросили на проведение навигации-2005 с властей 1,8 млн. рублей. При этом предложили им оставить у себя всю выручку от продажи билетов. Областные власти посчитали сумму завышенной и выделили на эти цели из бюджета только 275 тыс. рублей, согласно тарифу, утвержденному региональной энергетической комиссией.
– Единственный выход – приобрести свой муниципальный паром ТХ СП-102, – сказал Шабалин. – С этим судном ледокольного типа можно начинать навигацию с ранней весны, что позволит избежать убытков. Тем более что купить паром тутаевцам обещал губернатор области Анатолий Лисицын.
Что касается здравоохранения в левобережье, то администрация округа предпринимает все попытки изыскать из внебюджетных источников средства на ремонт больницы, несмотря на то, что областной департамент здравоохранения настаивает на ее закрытии.