Владимир Иванович Немирович-Данченко – режиссер, критик, писатель, драматург, педагог, реформатор русского театра, основавший вместе с К. С. Станиславским Московский художественный театр, – оставил огромное эпистолярное наследие. Оно издано в четырех томах по случаю 145-летия со дня его рождения. Наряду с посланиями к выдающимся людям туда вошли письма к подростку – девочке Воле из Углича. Она и сейчас живет в этом городе.
Четырехтомник Воля Владиславовна Монствилло получила в подарок – он был вручен ей в музее МХАТа. Ее первое письмо к режиссеру было отослано в 1939 году. Она увидела Немировича-Данченко в кинохронике, где его сняли во время похорон
К. С. Станиславского. «Этот мужчина с окладистой белой бородой говорил так хорошо, так хорошо, так справедливо, что я решила ему пожаловаться», – вспоминает Воля Владиславовна.
А горе у нее было такое: недалеко от дома стояла церковь Петра и Павла – и храм стали разрушать. Об этом она рассказала Владимиру Ивановичу, обозначив на конверте адрес: Москва, Немировичу-Данченко.
Письмо дошло. Режиссер ей ответил, хоть и не мог помочь. Переписка продолжалась до его смерти в 1943 году. У Воли Владиславовны сохранилось фото с автографом и подаренная им книга. После войны она передала письма в музей МХАТа. А ей, пока она училась в Москве, разрешили ходить на спектакли театра, когда захочет. Она пересмотрела там весь репертуар: «Три сестры», «Дачники», «Чайка»... И даже застала на сцене О. Л. Книппер-Чехову.
Воля сделалась страстной театралкой, посещала не только МХАТ. Это повлияло на ее дальнейшую жизнь. Поселившись в Угличе, она преподавала в школах английский язык. Почти каждую неделю ездила в Москву в театры и брала с собой учеников. Около 60 из них получили филологическое образование, а культурных людей вышло еще больше.
Школа, где хорошо
Звание заслуженного учителя школы Российской Федерации присвоено Людмиле Николаевне Дмитриевой, директору средней школы в селе Вятском Некрасовского района. Здесь она трудится двадцать с лишним лет. Главная цель Людмилы Николаевны – хорошая школа. А что это такое? Чтобы ответить, здесь было проведено специальное исследование среди учеников и учителей.
Сформировался образ, к которому можно стремиться. Например, хорошая школа – открытая для общества. Здесь извлекают пользу из множества контактов. Есть в Вятском антитеррористический центр МВД, подружились с его преподавателями, которые стали вести уроки для детей. Сотрудничают и с местным колхозом, и с ярославским педуниверситетом. Недавно проводили семинар на тему патриотического воспитания, рассуждали о странах и народах. Пригласили по случаю японку Мидзуки, которая сейчас учится в Ярославле. Она что-то лепетала на еще слабом русском и учила детей делать журавликов из бумаги.
По сообщениям наших корреспондентов.