в нашей стране снова появились вредные книги, с которыми каждый гражданин невзирая
на вес, пол, возраст и вероисповедание обязан бороться в меру своих сил. Причем лучше всего не дожидаться государевых служивых людей, облеченных полномочиями. В таком деле
у нас у всех есть полномочия, спички и гражданская позиция.
Руководство новосибирской оптово-розничной книжной сети ООО «Топ-книга» подтвердило информацию об изъятии руководством фирмы из продажи книг «специфической тематики». Сотрудники «Топ-книги» утверждают, что эта акция фактически инициирована Госнаркоконтролем (ГНК), пригрозившим судебными разбирательствами и штрафами за «пропаганду наркотиков и терроризма». В ГНК отрицают какое-либо давление на книготорговцев и утверждают, что те просто страхуются на всякий случай.
Пожалуй, так оно и есть. Директор сети магазинов компании по Сибири Сергей Козин заявил: «Мы удивлены, что Госнаркоконтроль не рассылает список нежелательных для широкой продажи книг с опасным для общества содержанием. Ведь ни магазин, ни книготорговая организация не в состоянии определить опасность той или иной литературы хотя бы потому, что неизвестны критерии такой опасности». Пресс-секретарь «Топ-книги» Ольга Марьясова говорит о том, что чиновники ГНК все-таки вывели два весьма относительных критерия опасных книг: те, в которых присутствуют рецепты приготовления наркотиков, и те, в которых описывается эйфория и «кайф» от их приема. «Но ведь в 30 процентах книг, в том числе в классических, присутствуют такие детали, тот же Шерлок Холмс употреблял кокаин», – недоумевают книготорговцы.
Однако толковых разъяснений нет, и потому на свой страх и риск, принимая во внимание «общие рекомендации» ГНК и ФСБ, книготорговцы составили свой «черный список» – на всякий случай:
LSD: Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости (Данилин А.Г.)
Электропрохладительный кислотный тест (Вулф Т.)
Аллах не любит Америку (ред. Адам Парфрей)
На игле (Уэлш И.)
Антология современного анархизма и левого радикализма в 2-х т. (сост. Цветков А.)
Дневник наркомана (Кроули А.)
Коммандос. Своя разведка. Способы вербовки агентуры. Практическое пособие (Ронин Р.)
Марихуана: запретное лекарство (Гринспун Л., Бакалар Дж.)
Секс/Наркотики/Рок-н-ролл (Новгородцев С.)
Почему люди ненавидят Америку? (Сардар З., Дэвис М.В.)
Почему нас ненавидят? Вечная война ради вечного мира (Видал Г.)
Разговор с варваром. Беседы с чеченским полевым командиром Хож-Ахмедом Нухаевым о бандитизме и исламе (Хлебников П. Ю.)
Сказки про нашего президента.
Верховный пилотаж (Ширянов Б. П.)
Пономарь (Ширянов Б. П.)
Срединный пилотаж (Ширянов Б. П.)
Штурмуя небеса. Подлинная история ЛСД от расцвета до запрета (Стивенс Дж.)
Наркотики. Единственный выход (Виткевич С.)
(В этот список чуть было не включили «Листья травы» Уолта Уитмена, но, спохватившись, что это просто буколическая лирика, пока трогать не стали. И «Шерлока Холмса» все еще можно приобрести в открытой продаже.)
И куда их теперь девать, перечисленные выше книги? Под нож? В печку? Запалить большие костры на площадях? Да уж мы всегда найдем куда, было бы чего...
Кстати, насчет гражданской позиции. Нельзя сказать, что все в стране готовы, задрав штаны, приступить к уничтожению вредоносной типографской продукции различными способами. Так, в Воронеже на днях состоялось выездное заседание координационного совета Всероссийского профсоюза литераторов, на котором было принято решение о создании «Правозащитного центра им. маркиза де Сада». Основными темами, которым будет посвящена работа центра, провозглашены: «Свобода слова, свобода убеждений, свобода сопротивления угнетению».
Как заявил один из учредителей центра Алексей Чернавский, «маркиз де Сад, незаслуженно считающийся воплощением зла, был одним из самых тонких умов эпохи Просвещения, и его главной целью было сопротивление угнетению, прежде всего – интеллектуальному и моральному, противостояние лжи и отстаивание прав художника на свободу творчества».
Участники выездного заседания выразили уверенность в том, что, как и во время французской Директории, или Империи, тема свободы слова и убеждений снова становится драматической на постсоветском пространстве. «Снова возникли узники совести, и снова иметь убеждения, отличающиеся от мнения «генеральной линии» становится опасно».
Сдается нам, леди и джентльмены, что в этих печальных словах есть сермяжная правда...